Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

Московский историк разыскивает детей зеленодольца Феодосия Морозова

В 70-ее годы он потерял связь с родственниками своего дяди - журналиста, фронтовика, орденоносца.

К нам в редакцию обратился старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, член Археографической комиссии РАН, правления историко-родословного общества в Москве и Союза краеведов России Борис Морозов. К 75-летию Победы и связи с профессиональным праздником журналистов - днем татарстанской печати, он решил рассказать о своем дяде-зеленодольце, Феодосие Викторовиче Морозове.  Участник войны, награжденный орденами Александра Невского и Красной звезды, медалями «За отвагу», за взятие Берлина, за Победу над Германией и Японией, он в 1960-1970-е работал заместителем главного редактора нашей газеты.

- У моего отца было пять братьев, - рассказывает кандидат исторических наук, доцент  Борис Морозов. - Все они прошли тяжелые фронтовые испытания, но волею судьбы остались в живых. В мирное время они многого достигли. Старший дядя Александр и мой отец Николай стали крупными учеными - докторами наук, профессорами, Борис и Михаил продолжили кадровую военную службу, самый младший - Юрий, ушедший на фронт со школьной скамьи, получил юридическое образование и служил прокурором.

20-летний лейтенант Феодосий Морозов впервые прославился в сентябре 1942 года. Его орудийный расчет (он служил в войсках ПВО) сбил немецкий супер-скоростной бомбардировщик «Юнкерс- 88». По семейному преданию, за это Морозову вручал в Кремле медаль «За отвагу» сам Михаил Калинин. В 23 года Феодосий в звании капитана командовал батареей «катюш», штурмовал Берлин и закончил войну на Дальнем Востоке. Тогда в самый короткий срок была разгромлена японская армия, с которой четыре года не могла справиться армия США.

Феодосий Морозов (мы называли его «дядя Федя»),- продолжает Борис Николаевич, - запомнился мне как очень скромный человек, самый «тихий» из папиных братьев. Он часто приезжал к отцу в Москву.  О своих военных подвигах дядя Федя никогда не рассказывал, но отец с детства мне говорил, что у его брата - редкий советский орден Александра Невского (единственный орден императорской России, восстановленный Сталиным, хотя и в другом статусе). Только теперь я понимаю, что значит было получить в 23 года такую награду.

После войны Феодосий Викторович выбрал гуманитарную сферу деятельности.  К ней он стремился еще до войны -после окончания школы в 1939 г. он пытался поступить в знаменитый Московский институт философии, литературы и истории, но не прошел по конкурсу. Поступил на филологический факультет государственного педагогического института Республики Коми, оттуда через год его забрали в армию. Когда началась война, со срочной службы его направили в артиллерийское училище.

- Сведения эти я получил от краеведов Республики Коми - из Сыктывкара (до 1930-х гг. - Усть-Сысольска) и из села Межадор, где родились все братья Морозовы и где наши предки жили 400 лет. От краеведов я узнал, что на протяжении веков Морозовы занимались не только сельским хозяйством, но и промыслами и торговлей, a с конца XIX в. общественной и просветительской деятельностью. Например, старший брат моего деда (дядя Феодосия Викторовича), получив образование, с 1896 г. был не только председателем уездной земской управы и депутатом Вологодского губернского земства, но и попечителем Усть-Сысольской гимназии, - говорит ученый.

Все «древнюю» историю Морозовых ему пришлось восстанавливать уже в 2000-е годы, когда никого из фронтового поколения не было в живых, да и по поводу предков- купцов и земских деятелей отец, видимо, запретил Морозовым рассказывать. Историк узнал, что на яркую тему о шести братьях-фронтовиках, вернувшихся с войны и добившихся достижений в своих областях, вышел сыктывкарский журналист А.И. Улитин. В 1960-80-е гг. он регулярно публиковал очерки на эту тему в местной печати, собирался написать  книгу о братьях Морозовых, но не закончил из-за своего возраста. В один из приездов в Сыктывкар Борис Николаевич, изучавший там рукописи и старопечатные книги XVI-XVII веков, собранные коллегами по дальним северным селам, взял у пожилого журналиста материалы к книге - воспоминания родственников о жизни в деревне, в Усть-Сысольске, об учебе и, конечно, о войне. Этими материалами историк-краевед и поделился с нами.

PS: Борис Морозов обратился к нам с просьбой. Он сожалеет, что после смерти дяди, в 1978 году ( ему было всего 57 лет), оборвалась связь с его потомками. Борис Николаевич ищет сына Феодосия Морозова, Владислава, примерно 1940-х гг. рождения, и внука Игоря. Его попытки  получить о них контакты через соцсети не увенчались успехом. Если кто-нибудь знает что-нибудь об этих людях, откликнитесь, пожалуйста!  Борис Николаевич очень ждет встречи со своими родными.

На 1 фото: Феодосий Морозов в начале войны с приятелем, возможно, вскоре после окончания военного училища или в кратком отпуске с фронта. Фото студийное, носит своеобразный веселый  постановочный характер, типа «Давай закурим» ( Знаменитая песня появилась в конце 1941 - начале 1942 г.)

На 2 фото: сделано в 1965 г.  в Зеленодольске, в первый грандиозный брежневский юбилей 20-летия Победы. Фото поразило Бориса Морозова необычным обликом «тихого» дяди Феди. Здесь 43-летний ветеран войны снова с папиросой и с довольно самоуверенным «прищуром» делового человека. Фотоаппарат на боку говорит о том, что он мог делать иллюстрации для газетного репортажа.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев