Кто завоевал Гран-при на Московском кинофестивале
Призы 41-го ММКФ вручались вечером 25-го апреля. О новоявленных обладателях "Святых Георгиев" и прочих лауреатах рассказывает корреспондент "Зеленодольской правды" Константин Чалый.
Следует начать с того, что объективность вручения главного приза кинофестиваля в этом году не вызвала никаких сомнений. Если награды финскому (лучший актёр) и итальянскому (лучшая режиссура) конкурсным фильмам легко увязать с наличием среди членов жюри судей, представляющих именно эти национальные кинематографии, то "Золотой Святой Георгий", полученный казахом Фархатом Шариповым, автором "Тренинга личностного роста...", из рук председателя жюри Ким Ки-дука (обладателя высшей награды фестиваля в Венеции), обусловлен именно достоинствами самого фильма, как минимум чётко звучащим в нём желанием серьёзно говорить о серьёзных вещах.
В этом и других решениях просматривается акцент на реалистических картинах из дня сегодняшнего. Ситуация, ставшая сюжетной основой "Тренинга", типична не только для Казахстана, но и многих регионов России. Человек, находящийся на периферии жизни, оказывается перед возможностью получить серьёзное повышение - не по заслугам, а благодаря знакомству - но для этого становится необходимым пойти на сделку с совестью. Казахстанские кинематографисты показывают жизнь родной страны без прикрас, обличая кумовство, коррумпированность, показное благочестие - примечательно, что испытывающий угрызения герой ждёт с молитвы в мечети своего полностью лишённого их товарища. Но главной темой ленты является инерция личности, отзывающаяся судьбой поколения, с головой погружённого в ситуации, где хэппи-энд невозможен.
Примечательно, что жюри отвергло российский фильм "Воскресенье", сделанный гораздо более умело, но в котором схожая проблематика оборачивается велеречивым пустословием.
Специальный приз жюри "Серебряный Святой Георгий" уезжает в Китайскую Народную Республику. Дебютант Чжань Чи удостоен его за кинокартину "Жизнь морских обитателей", ещё один фильм из официального конкурса, действие которого разворачивается на острове. Это немного другой случай - при социально-психологической точности многих линий режиссёра скорее занимает причудливость сознания, подчас воспринимающего реальность словно на стыке сна и яви. Герой картины, фотограф и актёр, мыслями постоянно возвращается к прошлому, и уже сложно сказать, пережитая драма или собственное творчество обусловливают его поступки в настоящем. "Жизнь морских обитателей" - красиво упакованное, вполне удобоваримое почти двухчасовое зрелище. Но управляют им всё же модные фестивальные клише, а не своеобразие творческой манеры автора.
Не остался без награды иранский фильм "Моя жизнь на втором курсе" - он отмечен за лучшее исполнение женской роли молодой Сохой Ниасти. Представитель Бангладеш режиссёр-постановщик Мостафа Сарвар Фаруки вновь без "Георгиев", зато его "День субботний", впечатливший зрителей операторской работой, забрал призы жюри российской кинокритики и еженедельника "Коммерсантъ Weekend".
Во внеконкурсной программе ММКФ имели место различные примечательные события. Продюсер Татьяна Булгакова представила фильм марокканского производства "Ночная прогулка" (участник программы "Вокруг света"). Действие картины разворачивается в двух временных пластах - и если трагически завершившаяся история любви героя подана скорее иллюстративно, то его духовное становление во время тюремного заключения дарит нам возможность увидеть на большом экране чудесных американских актёров: друзья Микки Рурк и Эрик Робертс оба играют отрицательные роли, хотя и не появляются вместе в кадре; Патрик Килпатрик тоже не встречается по сюжету со своим соперником из "Лучших из лучших II" (1993) Робертсом, хотя сыгранный им безжалостный надзиратель Луис и так самый запоминающийся персонаж фильма. Но интересно и идеологическое наполнение остросюжетной истории: в начале своего пути влюбляющийся в мусульманку американец равнодушен к религии, и последующие трагические события скорее отталкивают его от признания существования Высшего Разума и Высшей Любви. И всё же он должен пройти своей дорогой до конца - в финальной части Фрэнка уже не смутит, что вероисповедание может использоваться кем-то в целях достижения личной выгоды или извращённо трактоваться радикалами, так как ему откроется истинная суть веры.
В рамках "Дорог турецкого кино" прошли два показа картины Нури Бильге Джейлана "Дикая груша", участвовавшей в конкурсе Каннского фестиваля в 2018 году (четырьмя годами ранее Джейлан получил там главный приз за фильм "Зимняя спячка"). И на это произведение продолжительностью более трёх часов, с конца прошлого года доступное во всемирной сети, собрались заинтересованные зрители. Ретроспектива творчества большого турецкого художника, вслед за классиками русской литературы обращающегося к ключевым вопросам бытия и теме сложности человеческой личности, была бы уместна и на территории Республики Татарстан. Ну а пока - 30-го апреля в рамках XV фестиваля мусульманского кино в Казани покажут его "Зимнюю спячку".
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев