Кто он, «правильный» первоклашка?
Как ни странно, многие родители считают, что главное для успешного обучения в школе — это умение читать и писать
Ваш ребенок этой осенью пойдет в первый класс? И вы переживаете за него, потому что он не умеет читать, или «зеркалит» буквы, часто их путает? Все время что-то забывает, рассеян, невнимателен, медлителен или, наоборот, очень шустрый, и ему точно не усидеть за партой 45 минут?
Как ни странно, многие родители считают, что главное для успешного обучения в школе — это умение читать и писать. На самом деле, это не столь важно. Если мозг созрел, то освоить арифметические действия, чтение и письмо — дело техники. Что же на самом деле важно?
Важно, насколько он готов к тому, чтобы приспособиться к новой для себя учебной среде, воспринять новые «правила игры», ведь правила сейчас изменятся. Если у ребенка сформировалась положительная мотивация (она складывается из желания учиться и понимания, для чего же все-таки существует школа) — это уже часть успеха.
Другая важная составляющая готовности к школе — это произвольность, способность действовать по образцу в соответствии с правилами. Это качество формируется преимущественно в процессе ролевых игр со сверстниками. Сегодня можно наблюдать ситуации, когда ребенок «не наигрался». Возможно, ему было не с кем играть, а родители не придавали этому значения, или не хотелось играть — потому что был телефон и телевизор. Конечно же, произвольность у такого ребенка будет страдать.
Обе эти составляющие сегодняшней успешности (или не-успешности) первоклассника можно назвать социальными — они сложились под воздействием среды, окружавшей ребенка до школы. Но существуют и внутренние причины, мешающие человеку учиться — они связаны с тем, как на протяжении внутриутробной, младенческой и детской жизни формировался его мозг. Об этом мы сегодня и поговорим.
Ученым-нейропсихологам удалось охарактеризовать общие тенденции незрелости мозговых структур детей. На первый план выступает недостаточная сформированность энергетического блока. Ребенок с подобным дефектом не способен долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости, что часто расценивается учителями как интеллектуальная несостоятельность, и ведет к снижению самооценки у ребенка. При этом он может быть очень сообразительным, с высоким интеллектом. Такой ребенок, буквально «выкладываясь» в школе, может беспричинно плакать дома после уроков, часто болеть, становиться раздражительным, очень ранимым эмоционально. Из-за этого могут не складываться и отношения с одноклассниками.
Дети, у которых страдает третий блок мозга — блок программирования и контроля, это те ученики, которые обычно не учитывают общих норм поведения и правил. Они могут встать из-за парты во время урока и пройти по классу, заниматься на уроке собственной игрой и мешать соседу, забывают, что нужно поднять руку перед тем, как что-то сказать на уроке... Словом, они не учитывают правил поведения. На уроке такие дети могут внимательно работать лишь непродолжительный отрезок времени. А потом начинают зевать, перестают воспринимать информацию, начинают скучать и вертеться. Приспособиться к требованиям и нормам школьной жизни им еще труднее.
Следующей в рейтинге незрелости мозговых структур выступает недостаточность, из-за которой у школьников страдает память, наблюдаются трудности пространственной ориентировки (а это неточное изображение букв и цифр и неправильное расположение их в тетради). Конечно же, это отражается на учебных успехах. Но эти недостатки не так влияют на адаптацию к школе, как вышеперечисленные два.
Что же делать в этой ситуации? Современный подход — посетить нейропсихолога. Он проведет диагностику и скажет, на какие моменты нужно обратить внимание, порекомендует упражнения, которые будут подтягивать те функции мозга, что не успели «включиться» должным образом к семи годам.
Сейчас лето — время, когда самые хорошие упражнения — это катание на велосипеде, купание, веселые дворовые игры с мячиком; можно предложить забытую игру «классики», «резинки», главное — отвлечь от гаджетов.
Важно знать: если родитель будет понимать, что происходит с ребенком, как и какие упражнения помогают в коррекции, то можно заниматься не только со специалистом, но и дома.
Елена Ярандаева, нейропсихолог центра «Ступеньки роста»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев