Кто из первых зеленодольцев был удостоен ордена Ленина?
В апреле 1930 года Президиум ВЦИК учредил один из высших знаков отличия советского государства – орден Ленина.
Принято считать, что первым зеленодольцем – кавалером этой награды в конце 30-х стал рабочий завода имени Серго Яков Николаевич Босых. Но так ли это?
В казанских архивах есть любопытный документ – протокол заседания бюро Зеленодольского Райкома ВКП(б) от 3 июля 1939 года. В нём, в частности, рассматривался вопрос об утверждении решения общего партсобрания станции Зелёный Дол Казанской железной дороги о приёме кандидатом в члены ВКП(б) Жиганова К.П.
Из представленной высшему партийному руководству нашего города краткой характеристики Константина Петровича следовало, что он родился в 1909 году в семье железнодорожников, окончил семилетку. Член ВЛКСМ с 1924 года, был секретарём комитета комсомола при службе движения станции Зелёный Дол. Вёл активную общественную, агитационную работу, самостоятельно изучал «Краткий курс истории ВКП(б)». Но самое интересное в его биографии: «В период службы в Военно-Морском флоте награждён орденом Ленина».
Константина Жиганова призвали в ряды РККА в октябре 1931 года, где он освоил специальность радиста в бригаде подводных лодок Балтийского флота. Через два года продолжил службу на Дальнем Востоке уже в качестве старшины группы радистов плавбазы «Саратов».
Плавучая база подводных лодок – это класс рейдовых судов обеспечения, которые предназначались для обслуживания подлодок в местах базирования, для пополнения провианта, топлива и боеприпасов.
В предвоенные годы СССР испытывал огромный дефицит подобных кораблей, поэтому часто их функции выполняли наскоро переоборудованные гражданские суда. Плавбаза «Саратов» – это бывший двухпалубный грузопассажирский пароход ледового класса, построенный в 1932 году на Балтийском заводе в Ленинграде. Всего на воду спустили десять таких кораблей, многие из которых были включены в состав советских ВМФ именно как плавбазы. В середине 30-х некоторые из них участвовали в операции по спасению челюскинцев, а «Анадырь» и «Сталинград» совершили сложный и опасный переход по Северному морскому пути.
В декабре 1935 года Постановлением ВЦИК «За выдающиеся заслуги в деле организации подводных и надводных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии и за успехи в боевой и политической подготовке» орденами и медалями СССР наградили большую группу моряков начальствующего и рядового состава. Тогда впервые орденом Ленина удостоили 170 подводников, в том числе и Константина Петровича Жиганова.
Демобилизовавшись осенью 1938 года, радист высшей категории и орденоносец Жиганов приехал в
Зеленодольск, где устроился работать на железную дорогу …
простым весовщиком. Что привело его в наш город на Волге? И сколько времени он здесь пробыл?
Пока на эти вопросы нет ответа.
Известно лишь, что в Великую Отечественную Константин Петрович вновь заступил на боевой пост. До октября 1943 года он – старший группы радистов Управления охраны водного района главной базы Тихоокеанского флота, а затем связист шестого дивизиона сторожевых катеров военно-морской базы Петропавловска-Камчатска.
Войну закончил в звании младшего техника-лейтенанта и с медалью «За боевые заслуги». В его наградном листе сказано: «…Честно выполняет военную присягу. Активно участвует в партийной и общественной работе. Дисциплинирован. Пользуется авторитетом среди всего личного состава части.
Отлично знает свою специальность. За годы службы воспитал много хороших специалистов: радистов и сигнальщиков.
Не покладая рук борется за выполнение плана боевой подготовки и за железную воинскую дисциплину. Являет собою образец сознательного воина-офицера Военно-Морского флота. Дорожит честью Родины, флота и офицера».
К сожалению, о дальнейшей судьбе Константина Жиганова нам ничего не ведомо. Возможно, в Зеленодольске или районе до сих пор проживают его близкие, и они дополнят рассказ о нём.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев