Круиз по волге с Девятаевым: Как зеленодолец Андрей Винокуров познакомился, а потом и сдружился с легендарным лётчиком
В конце апреля в прокат вышел новый художественный фильм «Девятаев» про нашего земляка, прославившегося дерзким побегом с группой товарищей на бомбардировщике «Хейнкель Не-111» из немецкого плена. С Героем Советского Союза был близко знаком и даже дружен зеленодолец, ветеран Афганистана Андрей Винокуров.
– Зеленодольские поисковики познакомились с Михаилом Петровичем ещё в 1996 году на поисковой конференции в Казани, – рассказывает Андрей Юрьевич. – Я был сильно удивлён, что тот самый Девятаев, о подвиге которого помнил ещё со времён учёбы в школе, живёт, оказывается, в Казани!
В августе 1998-го председатель организации РТ инвалидов войны в Афганистане Евгений Кабыш за организацию республиканского палаточного лагеря в Ильинке премировал меня поездкой на теплоходе «Маршал Жуков» от Казани до Ростова-на-Дону. В круизе принимали участие активисты ветеранского движения, среди которых были крупные военачальники, Герои СССР и Михаил Девятаев. Так я познакомился с ним.
Михаил Петрович встречался с пассажирами, вспоминал войну, плен, как получил документы убитого украинского учителя Никитенко. Немцы не доверили бы ему работы на базе новейших бомбардировщиков, если бы знали, что «учитель» на самом деле первоклассный лётчик. А он, подметая аэродром, изучал обстановку – идея сбежать на самолёте возникла у него с первой минуты пребывания в плену.
Несколько раз Михаила Петровича просили рассказать самый интригующий момент побега. Немцев подвела их пунктуальность. Ровно в 12.00 лётчик вылезал из самолёта и отправлялся на обед в столовую. Через несколько мгновений Девятаев уже около кабины и не верит глазам – она не заперта!
Представляю состояние фрицев, увидевших, как десять военнопленных быстро вскарабкиваются в кабину самолёта, и тот уже катит по «взлётке». Но вот беда – штурвал не слушался. Полоса заканчивалась, в кабине паника, Девятаев разворачивает самолёт, и за несколько метров до обрыва (действие происходило на острове Узедом) находит стопор, удерживавший штурвал. Это просто чудо!
Едва перелетели через линию фронта, как советские зенитчики пробили бензобак. Посадка. Солдаты окружили немецкий самолёт, а из него «вываливаются» люди в полосатой робе. Рассказчик смеялся: «Не обошлось без крепких словечек. Ну, как ещё доказать, что мы русские?!»
Уже потом, указав нашему командованию координаты места базирования Фау-2, Девятаев стал для Гитлера личным врагом. Сейчас трудно переоценить его подвиг: по полученным координатам не составило труда разбомбить установки ракет. Именно за эти сведения, благодаря которым уничтожили сверхсекретную базу, ему и присвоили звание Героя.
Но сначала был советский лагерь, где беглеца из плена нашёл отец космонавтики Сергей Королёв. По его ходатайству Девятаева амнистируют и… присвоят звание Героя. Королёв, работавший в то время в Казани, посещает остров Узедом, где находит образец Фау-2 – прообраз современных ракет. Сейчас этот артефакт в КАИ.
Михаил Девятаев после вручения ему звезды Героя Советского Союза
РАЗГОВОРЫ ПО ДУШАМ
– Одну встречу с пассажирами мы с Михаилом Петровичем провели вместе, – продолжает Андрей Винокуров. – Он уважительно относился к «афганцам», сотрудничал с нашим движением, и я поделился воспоминаниями о службе в ДРА, о поисковых экспедициях в Долину смерти. Девятаев рассказал, как наши лётчики совершили побег из Кандагара, как он в 1945-м, на самолёте. Они посадили Ил-76 в казанском аэропорту, побег был тоже уникальным и Девятаев встречал героев в Казани.
Потом были встречи в узком кругу – генерал-«афганец» Владимир Ахметович Саидгареев и я, рядовой.
Впечатление потрясающее: там, в Афгане, я подумать не мог, что с генералом буду разговаривать на «равных».
Вечером поминали погибших: пили молча и стоя...
Прибыв в Волгоград, я заранее приготовил Книгу памяти РТ (10-й том, Зеленодольский район) и книгу «Моя последняя война» про Афганистан, чтобы принести их в дар мемориалу на Мамаевом кургане. На них оставили автографы Девятаев (он был членом редколлегии «Книги памяти»), Саидгареев и я. Книги вручил старшему научному сотруднику Мемориала В.Балабанову.
Поездка по Волге продолжалась и, подплывая к Саратову, Михаил Петрович мне рассказал, что здесь живёт последний из живых его товарищей, с кем он совершал побег. Тот давно не отвечал на его письма (к сожалению, фамилию его не помню).
Получив задание, я пошёл в отдел милиции в Саратове. Безрезультатно. Отправился в местное управление ПФР и там узнаю, что ветерана уже нет в живых. Так для Девятаева оборвалась последняя связь с участниками легендарного побега...
ДОБРЫЙ И ОТКРЫТЫЙ
– В феврале 2002-го в библиотеке «Алые паруса» проходила встреча со школьниками тогда ещё школы №9. Рассказываю о подвиге Девятаева, а один из школьников говорит: «Мы с мамой как раз читаем книгу «Побег из ада». Я, конечно, был приятно удивлён. И приходит идея: взять в зеленодольских библиотеках две книги и поехать с ними к Девятаеву.
Застаю его дома за работой: он писал ответ французскому журналисту. Рассказал Михаилу Петровичу про встречу со школьниками, передал от них привет и попросил подписать книги для городских библиотек с пожеланиями. Мне было неловко за их вид: потрёпанные, старые. Извинился. А он был растроган: «Значит, читают». И подарил мне экземпляр новой книги «Побег из ада» с автографом.
Мы опять разговорились. Передо мной сидел самый обыкновенный, добрый, чуть сентиментальный человек, который, знакомясь с моей женой и сыном, протягивал руку и произносил без тени зазнайства: «Дядя Миша». Не верилось, что он пережил войну, плен, побег, лагерь, были унижение, потом признание, уважение и почёт.
Один раз я приехал к Михаилу Петровичу, чтобы показать письмо моего деда Алексея Ивановича Винокурова, тоже бежавшего из немецкого плена в 1944-м. «Вера, – писал он жене, моей бабушке, – я своими глазами видел, как люди ели людей». Эти слова до слёз растрогали Михаила Петровича. Он тоже видел всякое…
В начале 2000-х мы вместе проходили лечение в РКБ-2, лежали в соседних палатах. Михаилу Петровичу имплантировали сердечный стимулятор. Времени пообщаться было много. Я показал ему знак парашютиста-инструктора I категории, найденный в Долине смерти рядом с останками самолёта У-2. Документов мы тогда не обнаружили, только часы фирмы «Павел Буре» и револьвер системы наган. И хотя у знака был номер (№37), это не дало нам возможности узнать имя погибшего.
Девятаев рассказал, что ему приходилось летать на «гробе», как он назвал У-2. Алексей Маресьев и дочь маршала Жукова Маргарита Георгиевна тоже заинтересовались нашей находкой. Маресьев, оказывается, как и Девятаев, летал на У-2.
Теперь, благодаря выигранному нами президентскому гранту, есть надежда, что мы узнаем, что же за задание было у одного из первых парашютистов России. Только вот не узнают об этом ни Девятаев, ни Маресьев…
На палубе теплохода «Маршал Жуков» (слева направо): ветеран войны в ДРА, председатель комитета ветеранов войны и ВС генерал-майор В.А.Саидгареев, Герой Советского Союза М.П.Девятаев, председатель правления зеленодольской организации ветеранов-инвалидов войны в ДРА А.Ю.Винокуров. Август 1998 года
ПЕЧАЛЬНЫЙ РЕКОРД
В Книге рекордов Гиннесса есть запись: «Странным образом отмечен подвиг советского летчика-истребителя лейтенанта Михаила Девятаева, сбитого над Львовом 13 июля 1944 года. Он – единственный в мире лётчик, который за один подвиг сначала был посажен в тюрьму, а затем удостоен высшей госнаграды. Девятаев совершил побег, захватил бомбардировщик «Хейнкель Не-111» и вместе с другими военнопленными перелетел на территорию, занятую советскими войсками. Вырвавшийся из плена на свободу 23-летний лётчик был осуждён военным трибуналом как предатель, добровольно сдавшийся в плен, и отправлен в лагерь. Спустя девять лет Девятаев попал под амнистию, а в 1957 году удостоен звания Героя Советского Союза».
Андрей Юрьевич хранит книгу «Побег из ада», подписанную Михаилом Девятаевым, как самую ценную реликвию
О чём фильм?
Новый художественный фильм «Девятаев» повествует о лете 1944 года. Советские войска ведут наступление, но враг ещё очень силен. Летчик-истребитель Михаил Девятаев попадает в плен. Ему предстоит сделать выбор – вернуться в небо, продолжив войну на стороне врага, или отправиться в концлагерь на остров Узедом. Отчаянный ас Девятаев выбирает третье – побег. Но с засекреченного острова, где идут испытания немецких крылатых ракет, нельзя убежать. Зато можно улететь – на аэродроме стоит новейший вражеский бомбардировщик с «оружием возмездия» Третьего рейха на борту. И Девятаев совершат самый дерзкий побег в военной истории.
Фильм снят режиссёрами Тимуром Бекмамбетовым и Сергеем Трофимовым, в нём снялись такие артисты как Павел Прилучный, Кирилл Плетнёв и Александр Лыков. Премьерный показ состоялся 29 апреля.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев