Краевед Владимир Луканин выдвинул необычную версию прокладки исторической железной дороги в Зеленодольске
Известно, что в конце XIX века, когда в Паратске закладывались первые предприятия, у нас были проложены узкоколейные железные дороги. Обе они шли от кирпичного завода, одна – по промзоне (была предназначена для возведения заводских корпусов).
Вторая поднималась в ту часть леса, где сейчас раскинулся наш город, эта ветка была предназначена для строительства домов для специалистов Волго-Вишерского акционерного общества – будущих «полукамушек».
В материале мы будем говорить только о той узкоколейке, что вела «наверх». Её трасса и сейчас хорошо видна, она идёт от профилактория «Волга» под парком и стадионом по малоприметной автодороге по ул.Дачной и выходит на спуск с ул.Паратской. Пересекая гору с незвучным названием, трасса узкоколейки, минуя частные гаражи, поворачивает налево и ведёт к старому входу на городское кладбище.
Далее маршрут «железки» пролегал на запад – в советские времена здесь была проложена асфальтированная пешеходная тропа для работников серговского цеха №15 (сейчас от твёрдого покрытия почти ничего не осталось). Идя по этой дорожке, понимаешь, сколько труда было вложено, чтобы протянуть магистраль к кирпичному заводу. Сначала дорога врезается в гору, оставляя слева и справа посёлок Нахальный и кладбище, а потом, вырываясь из тоннеля, пересекает глубокий овраг, пересыпанный «дамбой». Глядя на эту титаническую работу, думаешь: а ведь всё это сделано лопатами – экскаваторов тогда не было!
После оврага дорога выходит на терассу, прокопанную по склону, и упирается в забор 15-го цеха. По одной из версий, которую мы озвучивали в нашей газете, маршрут узкоколейки здесь и заканчивался. Не потому, что путь ей преграждал забор – его, как и завода им.Серго, ещё не было. А потому, что «железка» доходила до той точки, где внизу располагался кирпичный завод (на этом месте сейчас здание ремесленного училища).
По версии историка-краеведа Георгия Мюллера, на конечной «станции» была установлена лебёдка, с помощью которой кирпичи на вагонетках поднимали наверх. Здесь их перегружали в вагоны и паровоз-«кукушка» вёз груз до нынешней улицы Гагарина. Там ветка поворачивала на север и поднималась до стройплощадки под «французский» квартал.
– Но никакой лебёдки на самом деле не было, – говорит краевед Владимир Луканин. – Во-первых, это нетехнологично и трудоёмко – перегружать кирпич по нескольку раз. Во-вторых, если посмотреть на угол уклона трассы и рельеф горы, мысленно проложив эту линию, можно предположить, что метров через пятьсот узкоколейка спускалась на территорию нынешнего пятнадцатого цеха. Там она разворачивалась и шла назад, по насыпи, которую в тридцатых годах советские строители использовали для прокладки железной дороги между Паратском и Лопатино. Почему не видно следов этой трассы за забором цеха? Потому что при возведении заводских корпусов часть склона была попросту срыта.
О том, что узкоколейка шла таким маршрутом, Владимиру Георгиевичу рассказывал его отец, который застал ещё целыми остатки «железки». Подтверждение своей версии краевед нашёл и в книге «Паратские зодчие», автором которой был Владимир Федотов. То же самое подтверждает и бывший директор музея завода им.Серго Светлана Семёнова, которая рассказывала, что в фондах хранился макет железной дороги, и по нему было видно, как узкоколейка разворачивалась на территории сегодняшнего цеха №15.
Владимир Луканин также утверждает, что дореволюционная ветка поворачивала на север не на нынешней ул.Гагарина, а на просеке, по которой потом проложили ул.Комсомольскую. Выходит, кирпич разгружали на площадке, на которой сейчас расположены мебельный магазин и западная часть колхозного рынка.
Владимир Георгиевич показывает на улицу, которая появилась в нашем городе благодаря узкоколейке. Он вспоминает, что на территории, где сейчас расположен профилакторий «Волга», ещё в 40-е годы стояла та самая, дореволюционная «кукушка». Будучи ребёнком, вместе с друзьями они любили лазать поржавеющему ветерану-паровозу
И ещё интересный факт. В юности Владимир Георгиевич дружил с Александром Протопоповым –
сыном Игоря Протопопова, зеленодольского долгожителя. Александр Игоревич рассказывал, что его дед Иван Кабанов был завкафедрой геодезии Казанского императорского университета, и это ему поручили провести изыскания по прокладке будущего маршрута узкоколейки. В августе 1898 года Иван Дмитриевич вместе со студентами кафедры приступил к топосъёмкам.
Из этого выходит, что Игорь Александрович Протопопов, который до сих пор живёт и здравствует (ему идёт 109-ый год!), является сыном человека, стоявшего у истоков развития нашего города. А начало строительству узкоколейной железной дороги было положено ровно 120 лет назад!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев