Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

16+
Новости

Краевед рассказал, когда на самом деле в Зеленодольске появились военные моряки

В нынешнем году военно-морская часть №75487 отпраздновала 75-летие: в далёком 1942 был подписан приказ о её создании. Однако военные моряки в Зеленодольске появились гораздо раньше. Об этом мы беседуем с краеведом Владимиром ЛУКАНИНЫМ.

- На центральной площади завода им.Горького установлен бронекатер времен Великой Отечественной войны «Калюжный». Подобные катера в Зеленодольске начали строить ещё в 1934 году, тогда наш завод получил первый оборонный заказ. Моряки прозвали их «речными танками». Понятно, что с получением оборонного заказа на производство бронекатеров необходимо было проводить подготовку экипажей и, соответственно, организовать службу военных моряков с соблюдением всех требований устава ВМФ. За время строительства бронекатера матросы должны были освоить технику, научиться управлять ею.

Для несения службы завод предложил морякам половину бревенчатого барака недалеко от проходной на улице Библиотечной. Во второй половине здания проживали семьи рабочих. Физподготовку матросы проводили на открытой площадке возле барака, здесь же в свободное от службы время играли в волейбол и футбол. В обязанности матросов входило и обслуживание хозяйственных помещений, у них была лошадь и другая живность.

- Число моряков росло вместе с объёмами производства?

- Да, в 1939 году был увеличен оборонный заказ, и на заводе изменилось количество экипажей. Первым командиром отряда был назначен герой гражданской войны Николай Николаевич Несвицкий, впоследствии ставший контр-адмиралом. Первые речные бронекатера с малой осадкой строились по проекту ленинградского конструкторского бюро «Речсудпроект». Они были обшиты противоосколочной и противопулевой бронёй, защищавшей посты управления, машинное отделение, связь, башню, погреб с боезапасом. Отряд успешно справлялся с комплектованием и подготовкой экипажей. В 1939 году появилась усовершенствованная модификация большого речного бронекатера с двумя артиллерийскими башнями. Ещё одна модификация - так называемый малый речной бронекатер (именно такой установлен на заводе) - имел на борту башню от танка Т-34. Экипажи с первым выпуском этого проекта были отправлены на Амур, где в 30-е годы сформировалась Амурская флотилия.

- Война много изменила для моряков и заводчан…

- Морякам была поставлена задача: срочно сократить время подготовки экипажей. С 1941 по 1945 год в Зеленодольске построено 77 бронекатеров. В 1942 году официально создана военно-морская часть, вырос командный состав, организован штаб. Морякам выделили полукаменное здание, поступающее пос­ле пожара. Оно было построено ещё для конторы при строительстве моста через Волгу и находилось на Кооперативной площади в конце улицы, которая шла от затона. В двадцатые годы там располагался поселковый совет, с 1932 по 1934 год -
городской совет. Здание отремонтировали, и начал работать штаб военно-морской части. Рядом были холодильные погреба (сейчас там автобусная остановка). А параллельно зданию пролегала улица Новостроительная. Напротив нынешней остановки «Электросеть» размещались склады военных моряков. Командиром части был назначен А.М.Заостровцев, впоследствии контр-адмирал.

Всего в войне участвовали 308 бронекатеров (они строились на нескольких судостроительных заводах), из них 154 зеленодольских.

Продолжение следует...

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев