Километры для сердца. Член Общественного Совета ЗМР Александр Федоров каждый день проходит 15 тысяч шагов
За плечами Александра Степановича Федорова, в свое время первого заместителя главы администрации района, руководителя Комитета в Госсовете РТ, интересный жизненный путь. Но и сегодня, в свои 77 лет, он ведёт активный образ жизни, являясь заместителем руководителя Общественного Совета ЗМР.
– Александр Степанович, с высоты прожитых 77 лет вы многие вещи сейчас переосмысливаете. Какая самая большая ценность жизни?
– Быть здоровым и сохранять способность трудиться. Быть неравнодушным к тому, что происходит вокруг, в твоем городе, потому я и в Общественном совете, куда стекаются все проблемные вопросы от населения.
Александр Федоров: «Всем желаю крепкого здоровья!»
– А как начиналась биография? Откуда корни?
– Мой отец, Степан Федорович Фёдоров, был потомственным кузнецом. В 1940 году он с семьёй переехал из Кайбицкого района в Нурлаты на работу в МТС (старшее поколение знает, что так называли «машинотракторные станции»). Так сложилось исторически, что в татарских деревнях кузнецами работали только русские. Ещё со времен Ивана Грозного татарам запрещалось заниматься кузнечным делом.
В 1944 году – в год моего рождения – отца призвали на фронт, обучили на минёра, и в тот же год он погиб. Проводя разминирование под Ленинградом, он подорвался на вражеской мине. После гибели отца в семье осталось семь детей. Папа был 1900 года рождения, а мама, Любовь Сергеевна, – на год моложе. Она тоже работала в МТС. Наша семья пережила страшный голод, первые два ребенка умерли от истощения. Старшая сестра Юля призвалась на фронт, остальных надо было кормить маме.
С десяти лет я работал грузчиком, надо было помогать семье. Жили бедно. Вспоминаю, как в 1951 пошёл в школу, сентябрь проучился, а в октябре бросил – холода, не в чем ходить. Не было нормальной обуви и верхней одежды, а до школы три километра по грязи, под осенним дождем. В зимние морозы без тёплой одежды тем более не пойдешь.
Спасало то, что я имел хорошее здоровье от природы. Отец – крепкий, сильный мужчина, не случайно в нашем роду много кузнецов. Спасибо природным данным, полученным от родителей, иначе давно «сгорел» бы. В школу – три километра туда и три обратно. Вечером в клуб опять в Нурлаты туда и обратно – шесть километров. Каждый день под 15 км и больше. Плюс постоянная физическая работа по хозяйству.
– Кем мечтали стать?
– Я любил историю, после школы в 1963 году я поступал в КГУ, на историко-филологический факультет, но не прошел. Призвался в армию, служил в Германии, был механиком-водителем. Нас учили на танках Т-34 и Т-54, потом служил на Т-55. Прошёл офицерские курсы, получил звание младшего лейтенанта.
В годы армейской службы. Загрузка снарядов в танк Т-54
После армии пытался устроиться на завод имени Горького, но нужна была прописка. Старшая сестра жила в «Соцпосёлке» (улица Крылова). В одной комнате ютились вшестером: сестра, её муж, трое детей и ещё я приехал. Жилплощадь не позволяла меня прописать, начальник паспортного стола сказал: «Проверим, накажем, оштрафуем!»
Вернулся в Нурлаты, устроился молотобойцем на место отца, через месяц работал уже кузнецом. Трудился электромонтером-высотником, инженером по внедрению новой техники. Тогда создавали прорабские участки в каждом районе, мне предложили возглавить участок. Сам был и руководителем, и водителем, и завскладом, и нормировщиком, и снабженецем.
Возглавлял различные организации, всегда стремился вывести их на передовые позиции, и это получалось у меня.
– Что было самым сложным и интересным в вашей работе заместителя главы района?
– Мы одни из первых в республике выполнили программу газификации. Вторая сложнейшая задача – снос ветхого жилья. Эта программа задумывалась Минтимером Шаймиевым в 80-е годы только для столицы РТ. Когда в республике собрали информацию, оказалось много ветхого жилья в Зеленодольске (вторые после Казани). Хотя Чистополь, Елабуга, Бугульма ещё старше города, но они не захотели светиться.
Мы сносили старые дома, проектировали и там же строили новое жилье. Люди были рады! Да, точечная застройка плохо, но можно делать квартальную застройку. Мне тогда дали команду: отдавать землю во внебюджетный жилфонд. Однако мы стали отдавать небольшими участками, им это не интересно, фонд хотел с прилегающими большими территориями. Поэтому пустырей при нас не было в Зеленодольске и Васильево. Горожане тогда от этого только выиграли!
А.С. Федоров, Р.Н. Минниханов, Р.Г. Зиннатуллин, С.Х. Сабурская. Открытие новой школы в Нурлатах. 1996 год
– Вы – «Заслуженный строитель РТ», стали председателем Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению. Чем была интересна работа в Госсовете РТ?
– «О, наконец-то в Госсовете появился строитель!» – радовались мои знакомые, когда я стал председателем Комитета. Я объяснял им, что речь идёт о государственном строительстве, о вертикали власти. Мне повезло, я пришел в Госсовет РТ в 2004 году, а накануне в 2003 вышел закон о самоуправлении в РФ. Это была интереснейшая работа: все законы о местном самоуправлении были приняты в третьем созыве. Все они проходили через наш комитет, я являлся разработчиком многих законопроектов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев