Каппель вывозил царское золото из Казани пароходами
107 лет назад из Казани вывезли больше тысячи тонн золота. Историк-краевед Георгий Александрович Мюллер изучил эту тему
Когда 6 августа 1918 года регулярные части кадрового офицерского состава, сформированные полковником Каппелем, заняли Казань, Российский золотой запас достался им в полной неприкосновенности.
Сам Владимир Каппель так телеграфировал в Самару правительству КОМУЧа, комментируя ситуацию: «Казань занята практически без вооруженных стычек, революционные авантюристы всех мастей разбежались. Золото России в неприкосновенности».
Через день, 9 августа 1918 года, в здании Казанского Дворянского Собрания (ныне Казанская ратуша) проходит секретное совещание. На нем присутствуют: Каппель, военный комендант Казани Владимир Лебедев, член Комитета учредительного собрания Фортунатов, начальник Волжской флотилии Белой армии мичман Ершов, начальник штаба Белой армии капитан Фомин и известный политический деятель Борис Савинков. Каппель, обращаясь к собравшимся, кратко обрисовал ситуацию вокруг самой главной ценности русского государства.
«Мой долг как офицера и гражданина, — заявил полковник, — сохранить и обезопасить главное достояние России, собиравшееся веками, во имя будущего процветания моей Родины».
Обсудив обстановку, сложившуюся в Казани, собравшиеся решили срочно и немедленно вывезти золото из Казанского банка в Самару. Каппель особо подчеркнул, что времени на это отпущено крайне мало. Вокруг города наблюдается концентрация самых разных вооруженных формирований, которые не упустят шанс попытаться отбить силой главную ценность.
В распоряжении Каппеля имелось незначительное автохозяйство, включавшее 12 грузовиков, 8 легковых автомобилей, массу телег, фур и подвод. Было решено для перевозки задействовать весь трамвайный парк города — 30 трамвайных вагонов. К вывозу в Самару также привлекалось все наличное на тот момент грузопассажирское пароходное хозяйство. Буксирное хозяйство собиралось в Свияжске, Печищах, Верхнем и Нижнем Услоне. Были привлечены пароходы компаний «Самолет», «Братья Каменские», «По Волге» — «Посланник», «Марс», «Латник», «Амур», «Александр Невский», «Фельдмаршал Суворов».
На Казанском Устье дополнительно нашлось три баржи. Каппель ясно понимал, что счет времени идет на дни. Он имел информацию о том, что в Свияжск (станция близ Романовского моста) прибыл председатель Реввоенсовета, второй человек после Владимира Ленина в стане большевиков — Лев Троцкий, а вместе с ним два полка латышских стрелков, и красный штурм Казани не за горами.
9 сентября 1918 года. Войско Белой армии и гражданское население покидают Казань, фото из архива автора
Первый штурм Каппелем был отбит. Батальоны мобилизованных, но не обученных красногвардейцев, состоявшие из бывших работников связи, почты и телеграфа Петербурга, дрогнули уже в ходе артиллерийской подготовки и, бросив позиции в районе Красной горки (ныне станция Юдино), — побежали. Троцкий предпринимал титанические усилия, наспех формируя Пятую Красную армию.
Полковник Каппель не просто эвакуировал золото из Казани. Одновременно шла ревизия, учет и опись всего, что отправлялось в Самару. Было погружено на суда почти 1000 тонн золота, изделий из него, включая изделия из платины, драгоценные камни и так далее, стоимостью свыше 1 миллиарда рублей. Последняя погрузка осуществлялась уже под прямым артиллерийским обстрелом красных, пытавшихся на своих судах высадиться в Казани со стороны Верхнего Услона.
В последний день эвакуации, 8 сентября 1918 года, во второй половине дня произошло неожиданное хищение части золотого запаса. Федор Проваторов, служивший тогда весовщиком на станции Казань и привлеченный белочехами к эвакуации, рассказывал:
«Заканчивалась погрузка золота на Казанском Устье. Я в числе прочих принимал и взвешивал багаж с драгоценными металлами. Неожиданно разнесся слух: из 6 грузовиков, перевозивших золотые слитки, золотой лом и изделия из опять же золота и разных других драгоценностей, вернулись только два. А четыре — исчезли бесследно. Послали в банк военного нарочного на мотоцикле. Он быстро вернулся и сообщил, что банк уже закрыт, а грузовики все погруженные отправились к месту погрузки, и последний пароход ушел полупустой. В панике (наступали красные) всем было уже не до золота».
Весь день, 9 сентября, Белая армия вместе с чехословаками покидала Казань под напором красных. Уходили тихо, без боя. Вместе с белыми город покинула примерно половина всех жителей.
- На разведку в Казань отправилась сама легендарная женщина-комиссар Лариса Рейснер. Она своими глазами видела, как в пожарном порядке, под усиленной охраной грузили ящики и мешки с золотом и ценностями на пароходы.
Продолжение следует. Начало здесь
Георгий Мюллер
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев