Как не допустить автобусного коллапса в Зеленодольске
В нескольких городах республики (Нижнекамск и Альметьевск) общественный транспорт столкнулся с серьезными проблемами. Сенсация в Бугульме: перевозчик прекратил обслуживание городских маршрутов, автобусы распродаются или отправляются на утилизацию. А как обстоят дела в Зеленодольске? О проблемах перевозчиков мы говорим с руководителем Зеленодольского ПАТП Дмитрием Грузковым.
О ситуации
— Дмитрий Вячеславович, чем отличается ситуация с общественным транспортом в Бугульме и Зеленодольске? Там автобусы встали, у нас работают...
— Честно признаюсь, условия для остановки предприятий возникли не только в Бугульме, но и в Зеленодольске, в других городах республики. Но мы противостояли этому, как могли. Нас поддержала прокуратура республики, позже — министерство транспорта РТ. Самое главное: президент Рустам Минниханов собрал внеочередное заседание Госсовета РТ, где постановления принимались практически с ходу, «с колес». В результате мы получили компенсацию за нашу работу по льготным категориям граждан.
— Компенсация и так была положена вам по закону, с чем связан сбой?
— Нам её не давали из-за двойного толкования принятых постановлений. Свою работу мы выполняем и не должны зависеть от того, как толкуют постановление. Наш коллектив работает на совесть, у нас трудятся настоящие профессионалы. Нет гастарбайтеров, работают только граждане РФ, в основном зеленодольцы, немного жителей Волжска.
— Насколько оптимальна, местная маршрутная сеть?
— Она давно требует корректировки. В результате сноса аварийного жилья не стало много домов в старой части города: люди уехали на Мирный, а социальные связи остались, они ездят в те же школы, в те же учреждения. Создаётся узкое горлышко, соединяющее две половины города. Нам нужен еще один автомобильный переход через железную дорогу, через Йошкар-олинский овраг.
Большие автобусы нужно пустить и по улице Гоголя, но сделать это не позволяют маленькие развязки и узкие дороги, а также спуск-подъём по улице Гайдара. Та же ситуация на подстанции «Волна» (Поле Чудес): на недавнем совещании глава района Михаил Афанасьев пообещал, что там будет создана нормальная разворотная площадка, надеемся пустить туда большие автобусы.
Предложения по развитию транспортной сети мы подали в исполком ЗМР, они рассмотрены. Запланирована их публикация, чтобы узнать мнения горожан. Возможно, кто-то будет против, но нужно принимать решения, приемлемые для большинства жителей. Значение имеют освещение трассы, качество дорожного полотна, непогода, работа смежников... Факторов очень много, не все зависит от нас, но мы стараемся.
— На 104-м маршруте не было названий населенных пунктов на остановках — ругали автобусников. Хотя это вопрос к тем, кто обслуживает дороги....
— Люди обычно обращаются к тому, кто ближе всего. А это водитель, кондуктор, ПАТП. Хотя это вопросы заказчика. Но кондуктор не устанавливает цены на проезд, не принимает законы, у него своя непростая работа!
О коллективе
— Каков сегодня коллектив пассажирского АТП?
— У нас более 350 человек: из них 165 водителей, ремонтные рабочие, ИТР, кондуктора, контролеры. АТП функционирует как группа предприятий. Мы разделили направления работы, например, пригородные перевозки, городские, экскурсионные, вахтовые для предприятий и так далее. Подразделения конкурируют между собой, что тоже важно! Нельзя финансировать городские перевозки за счет перевозок рабочих ПОЗиС и наоборот. Заводская вахта не может финансировать городские перевозки. Каждый должен заниматься своим и добиваться успеха. Такая схема делает работу более динамичной. А негибкие большие предприятия не способны вписаться в современные условия.
При этом все наши автобусы выручают друг друга. Если на казанской трассе машина сломалась, то пассажир доезжает на следующем автобусе. Это может №№ 552, 110, 104, любой возьмёт человека и дважды платить не нужно.
О цене билета
— Как будет меняться ценовая политика?
— Меня часто спрашивают, когда будет повышение проезда? Отвечаю им: не знаю, ведь решение принимается на уровне республики. На каких-то маршрутах стоит снижать стоимость (добиваемся субсидирования маршрутов), а на каких-то повышать. Стоимость километра пробега, стоимость обслуживания известна. В республике вырабатывается понимание, как рассчитывать, и насколько это важно. Стоимость проезда 130 рублей на километр, ЦИСИ Татарстана подтвердил — 140 рублей. Это приблизительная сумма.
Если водитель привёз меньше, то автобус работает в убыток. Если больше, то в прибыль. Сельские рейсы не выполняют норматив, если бы они были прибыльные, то там бы работали другие компании, нас давно оттеснили бы.
О льготах
— Маршрут Волжск — Зеленодольск обслуживают разные перевозчики?
— На автобусах перевозчиков написано: «Нет льгот». Наши, несмотря на конкурентов, перевозят льготные категории пассажиров. Да, это невыгодно, но это наша почетная обязанность.
— Почему часто возникают вопросы с перевозкой студентов?
— Все должно быть по закону. Не способен бизнес замещать государство. Кто-то должен оплачивать студенческие льготы. Если мы повысим стоимость проезда, то тогда льготы студентам будет оплачивать обычный пассажир. Хотят ли этого простые люди?! Ответ очевиден.
Об автопарке
—Недавно вы приобрели пять новых машин на 104-й маршрут...
— Несмотря на экономические сложности в стране, мы постоянно обновляем парк. Система управления и мониторинга, созданная в АТП, позволяет сразу определить, когда автобус идёт на замену. Когда видим, что параметры превышены, понимаем: автобус дохода не принесет. Будем больше средств тратить на его ремонт, чем он заработает.
Почему так важно обновление парка? Первое — наша работа — это бизнес. Второе — это социально направленный бизнес. Третье — это безопасность людей.
АТП будет эффективным только тогда, когда автобусы будут строго выдерживать расписание. Человек, выходящий на остановку, должен знать, что в течение 5 минут (на двойке) и в течение 15 минут (на 4 и 6 маршруте) он обязательно дождется автобуса.
— Вы купили автобусы на дизельных двигателях. Почему не газовые?
— Важна однородность парка. Мы не можем распыляться на запчасти, на склады, что повышает расходы. Представьте, выбираем автобус НефАЗ. Пригородные автобусы на газовом топливе марки НефАЗ сняты с производства, новая модель появится только в следующем году. Мы не можем ждать год,
На АО «КамАЗ» мне объяснили, что в лучшем случае — второй квартал 2022 года. А нам автобусы нужны сейчас. Поэтому купили машины с дизельными двигателями. 5-й класс экологичности, другая технология, двигатель «Камминз», американской разработки, — один из лучших на рынке пассажирских перевозок. Он проверен, наши специалисты хорошо его знают. Автобусы с таким двигателем прошли в ПАТП более миллиона километров!
Чтобы купить автобус, необходимо простоять в очереди полгода. Когда приобретешь, нужна экономическая эффективность, а для этого не должно быть пандемии и ограничений, связанных с ней. Заработать во время эпидемии могут только производители вакцин и лекарств, а другими — трудно.
Сейчас все водители и кондукторы не зависят от плана, только от стабильных рейсов. А пассажиропоток в условиях ковидных ограничений падает — и Казань, и все города взывают о помощи!
Вакцинация коллектива для транспортных предприятий обязательна. Только сегодня прямо в ПАТП привились 65 человек. У нас есть свой медкабинет, бригада медиков ЦРБ провела вакцинацию. Эту акцию мы повторим. На предприятии уже 84 процента привитых первым компонентом вакцины, будем повышать этот показатель.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев