Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
Новости

Из истории Зеленодольска: «Дворцовые» университеты художника Халимжана Сибгатуллина

Воспоминаниями о своей юности делится известный художник, педагог Халимжан Сибгатуллин. И связаны они с его первым местом работы в ДК «Родина»

16-летний помощник художника


Таким пришёл в ДК «Родина» на работу Халимжан Сибгатуллин

— Когда я окончил семь классов, а это были 50-е годы прошлого столетия, решил поступать в Казанское художественное училище. Но мне надо было где-то набраться опыта. Соседка Мария Ивановна предложила: «Хочешь, поговорю с директором ДК «Родина» Волковым, он мой близкий знакомый».
Так я стал помощником художника по рекламе Владимира Ганжи в местном Дворце культуры.
Володя был старше меня на десять лет (мне тогда только исполнилось шестнадцать). Высокого роста, стройный, с выразительным спокойным лицом, он был эрудированным человеком, хорошо разбирался в живописи и музыке, интересовался и политикой. А искусством шрифта владел в совершенстве! Я же в отличие от него в этом деле был настоящим бездарем.

Одевался Володя скромно, но всегда выглядел модно. Во время войны они с мамой эвакуировались в наш город, кажется, из Белоруссии. Его мама была очень красивой и интеллигентной женщиной.

Володя меня многому научил. (Ред. — К сожалению, его фото мы не нашли, будем рады, если откликнутся читатели). Именно от Ганжи я впервые услышал об Олеге Лундстреме, джазовом музыканте, дирижёре, композиторе, создателе оркестра, который и ныне носит его имя. В то время он из Китая репатриирован в СССР. В 1947 году вместе с оркестром именно в нашем городе жил некоторое время, причём прямо во Дворце культуры «Родина».

Под началом Володи я проработал год и четыре месяца. За весь период совместной работы не слышал от него не то чтобы какого-то назидания или упрека, не было и недовольного взгляда в мой адрес.
В обеденное летнее время мы с ним поднимались на крышу ДК «Родина». Он с собой брал морской бинокль. И там мы по очереди обозревали городскую округу и заволжские дали.
Работая во дворе, рядом с клубным парком, я с большим удовольствием слушал интересные радиопередачи из репродуктора, установленного на столбе. Они в советское время были поистине познавательными! Через радио я впитывал народную и классическую музыку. В 50-60-е посредственность была почти исключена. С наслаждением слушал я и профессиональных рассказчиков с выразительными голосами.


Директор ДК «Родина» Геннадий Викторович Волков был невероятно творческим человеком

Персонал ДК «Родина» был общительным и дружелюбным. Активная, творческая натура его первого директора Геннадия Викторовича Волкова чувствовалась во всём. (Ред. — Г.В.Волков, заслуженный работник культуры ТАССР, был инициатором и создателем многих кружков и художественных коллективов, самодеятельного искусства). Подготовка ДК к Новому году проходила по примеру известного кинофильма «Карнавальная ночь», с той лишь разницей, что образы директоров были кардинально противоположными. Во Дворце стоял особый, неповторимый предновогодний дух! Все самодеятельные коллективы активно включались в сказочный процесс.

В оформлении Дворца главным был одарённый Володя Ганжа, прекрасный рисовальщик и карикатурист. Он хорошо владел красками. Все декорации к татарским и русским спектаклям исполнял легко и свободно. Помню, что для
больших плоскостей зад¬ника применял широкую щётку уборщиц.
Геннадий Викторович Волков был непоседливым и работоспособным директором. Всегда что-то строил и переделывал. Но вот случился пожар...

Пожар 1957 года запомнился навсегда

В новогоднюю ночь, когда представления только что закончились, на опустевшей сцене появился подозрительный дымок. Работники клуба засуетились в поисках его источника. Участвовали в них и Володя Ганжа, и артист драмтеатра — немец по национальности, и я вместе с моим товарищем детства Колей Абрамовым, и замдиректора Низам Ханзафаров. Сам директор в это время, как мне помнится, был в отпуске. Мы обыскали буквально всё — и под сценой и над сценой, но ничего подозрительного не нашли.

Мы с товарищем отправились домой. Рано утром прибежала соседка и взволнованно сообщила маме, что ночью горел Дворец культуры и погиб художник. Соседка подумала, что это я. Когда меня разбудили, я тут же побежал в ДК.
Сгорела вся сцена и почернел зрительный зал. С большим сожалением узнал, что погиб Володя Ганжа. Во время пожара он спал в «кармане» сцены. Пожар его не тронул. В «кармане», который находится сбоку от сцены, было много рекламных щитов. Они также оказались не тронутыми огнём.

Что? Как? Почему? Сплошные вопросы... Остался загадкой и источник огня. А на следующий день меня вызвали в милицию. Я рассказал, как мы участвовали в поисках дымка после новогодних представлений на сцене.
Были вызваны все, около десятка человек. Нас с Колей Абрамовым пытались уличить во лжи и приказали каждый день к восьми часам утра приходить в милицию. Что мы и делали. Лишь на десятый день прибыл из Казани следователь. Разобрав опросные документы, он ближе к вечеру, вызвав нас к себе по одному, сказал, чтобы больше сюда не приходили.

700 рублей — за Ленина

После пожара началась полная реконструкция Дворца культуры «Родина». На первом этаже правого крыла здания выделили большое помещение для лепщиков. Лепниной занимались профессиональные мастера из Татхудфонда.
Я частенько к ним наведывался и с восхищением наблюдал за процессом лепки и формовки. Поинтересовался и оплатой их труда. Если мастер сказал правду, то он получал 10000 рублей за месяц. В то время это были очень большие деньги!

Для нанесения позолоты на лепнину в кинозале был приглашен мастер из Москвы. Я — человек любопытный, когда дело касается изобразительного искусства, потому поинтересовался у него о сусальном золоте. В руках у него была небольшого размера золотая книжечка. Она состояла из тоненьких золотых лис¬точков. Мастер показал мне их и объяснил, как с ними работают.

Реставрация шла с января по май. После капремонта Дворец культуры преобразился, стал более привлекательным.
Сам Дворец культуры «Родина», его сотрудники очень многое мне дали в познании искусства, жизни в целом.
В конце апреля Геннадий Викторович попросил меня обновить бронзовой краской памятник Ленину, который стоял прямо перед Дворцом культуры. Был холодный, ветреный предмайский день, но работу я выполнил на совесть.
Геннадий Викторович заплатил мне 700 рублей. На заработанные деньги я купил желанный для меня велосипед. На нём стал ездить на природу и писать этюды. Это был один из самых лучших периодов в моей жизни!

Это фото из домашнего архива Халимжана Каримулловича. «Плакаты на стенах Дворца нарисованы мной, 17-летним юношей. Сегодня, после нескольких десятилетий работы педагогом в Художественной школе, мне стыдно за свой непрофессионализм в юные годы. А вот Владимир Ганжа, тогдашний художник ДК „Родина“, великолепно владел умением писать разными шрифтами...»

С сайта завода им. Серго
«...Когда во Дворце произошел большой пожар на новогоднем вечере 1957 года, усилиями завода здание восстановили за считанные недели. Ветераны отдела главного конструктора POZIS вспоминают, что им пришлось заново проектировать особую поворотную сцену, вешалки и другие конструкционные элементы — по примеру того, что существовало на тот момент в театре оперы и балета им. М. Джалиля в Казани.
Реконструкция велась и днём, и ночью. А в марте на базе обновленного Дворца культуры уже проводились выборы в местные Советы депутатов трудящихся».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев