«Историю своей страны надо знать!»: Как современная молодежь относится к Октябрьской революции?
Сегодня, 7 ноября, наша страна отмечает 105-летие Октябрьской революции, которая, произойдя в Российской империи, тем не менее изменила ход всей мировой истории. О том, как в наши дни это событие преподают в школах, мы говорим с историком, директором Зеленодольской открытой (сменной) школы №1 Тимуром ХАКИМУЛЛИНЫМ.
– Тимур Аликович, во время моей учёбы в школе, а она проходила в 70-е годы, формулировка была исключительно такой: «Великая Октябрьская социалистическая революция». А как сейчас?
– Сегодня мы тоже рассматриваем это событие как особо важное, Октябрьская революция по-прежнему считается великой, поскольку после неё возникла сверхдержава под названием СССР. Революция сделала очень многое для нашей страны: была проведена ликвидация безграмотности, появились бесплатное медицинское обслуживание и образование, прошёл процесс индустриализации и электрификации, ведь царская Россия оставалась преимущественно ещё сельскохозяйственной.
Да и для всего мира наша революция стала значимым событием. Не стало такого негативного социального явления, как сословность, что дало обществу равные условия для всех слоёв населения. Глядя на нас, и другие страны подключились к аналогичному процессу.
– Вы – представитель нового поколения, каково ваше отношение к Октябрьской революции?
– Положительное. Как историк я не имею права осуждать прошлое, а только могу его анализировать, систематизировать и обобщать. Убеждён: Октябрьская революция энтузиазмом простого народа сильно продвинула наше государство вперёд и кардинально изменила мышление живших в ту эпоху людей.
– Вы полагаете, не случись революции, мы бы так и ходили в лаптях? Ведь в начале XX века в Российской империи наблюдался невиданный промышленный подъём, прирост ВВП в довоенном 1913 году до сих пор остаётся непревзойдённым не советской, не нынешней Россией.
– Всё это так, но шла Первая мировая война, были затрачены большие денежные и людские ресурсы, а революция дала мощный импульс к другой жизни общества.
Безусловно, царская Россия тоже двигалась вперёд, но при этом отставала по многим экономическим показателям от других держав. Уверен, индустриализация при том режиме серьёзно бы затянулась, большевики же смогли её осуществить за каких-то 10-15 лет. А почему? Потому что людей вдохновляли лозунги: «Мир – народам», «Фабрики – рабочим», «Земля – крестьянам»…
– Но в итоге обманули крестьян, землю не дали, есть мнение, что даже вогнали их в новую версию крепостного права.
– Действительно, создание колхозов – процесс сложный и неоднозначный. Тем не менее люди той эпохи продолжали доказывать своим трудом, что жизнь может быть лучше, они искренне верили в светлое будущее.
– Многие ваши коллеги-историки считают, что, продолжись столыпинские реформы, мы бы получили на земле эффективных собственников, и результаты были бы значимее. И, что немаловажно, без жертв во время продразвёрстки и раскулачивания.
– Сложись тот сценарий, о котором вы говорите, он безусловно продвинул бы страну. Но по факту его тормозила политика, построенная на сословных иерархиях. В тогдашнем обществе было большое разделение, люди видели эту несправедливость, градус нарастал, пока не дошло всё до точки кипения.
После революции же был сразу установлен восьмичасовой рабочий день – завоевание, которым мы пользуемся до сих пор. Наступило равноправие мужчин и женщин – тоже немаловажный фактор.
«Как историк я не имею права осуждать прошлое, а только могу его анализировать, систематизировать и обобщать»
– Но разве всех этих достижений нельзя было добиться эволюционно?
– Революция – закономерное событие, люди устали от войн, разделения на классы, хотелось элементарного равноправия. Такие результаты возможны были, если бы правительство пошло навстречу рабочим и крестьянам. Те пытались добиться своих прав мирным путём, но нота министра иностранных дел Временного правительства Павла Милюкова о продолжении непонятной по целям войны стала последней каплей, переполнившей чашу терпения. Вот люди и вышли на баррикады.
– А как ваши ученики оценивают те события?
– Когда с ними устраиваем дебаты, говорим о Гражданской войне, мы принимаем сторону и белых, и красных. Вспоминаем, что на территории Зеленодольского района тоже происходили ключевые события – вокруг Романовского моста. Так дети могут почувствовать эпоху, у них развивается разностороннее мышление, наступает понимание того, что история не имеет сослагательного наклонения, и что в закономерных событиях нет правых и виноватых.
– Как вы полагаете, мы сейчас свернули с тех завоеваний?
– Наше государство дорожит памятью об Октябре 1917 года, сохраняя преемственность и традиции исторического пути нашей страны. И хотя праздник отменён, о знаменательной дате много говорят и вспоминают: события 105-летней давности нам показывают горький и в то же время героический опыт прошлого нашего народа. Детям важно понять, что мы должны учиться на ошибках и не совершать их в будущем.
Свою историю надо знать, любить и уважать, а цель истории, как школьного предмета, сформировать человека, глубоко преданного своей Родине.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев