Новый генеральный директор Зеленодольского ПКБ Евгений Жирков дал первое интервью
По проектам Зеленодольского проектно-конструкторского бюро построено более 800 кораблей и судов, из них 150 на экспорт. Зеленодольцы по праву гордятся своим судостроительным КБ. 11 апреля Советом директоров АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» на должность генерального директора бюро назначен Евгений ЖИРКОВ.
– Евгений Николаевич, зеленодольцы, представляя гостям город, показывают Волгу, Романовский мост, пригородные леса, озеро и парк, рассказывают о заводах им.Горького и «ПОЗиС» и, конечно же, с гордостью говорят о красавцах-кораблях, созданных в Зеленодольске. Какую продукцию ЗПКБ Вы назвали бы в первую очередь, представляя проектно-конструкторское бюро?
– Кораблей, построенных по проектам Зеленодольского ПКБ, немало в составе нашего флота и флотов других государств. Тематика работ бюро очень широкая – от катеров, речных судов до современных фрегатов. У предприятия огромный опыт создания современных кораблей различного назначения. Есть в номенклатуре работ бюро корабли на подводных крыльях, вспомогательные суда для морского флота.
Хочу вспомнить проекты, отмеченные государственными наградами:
Малый противолодочный корабль, проект 204 – Ленинская премия,
Противолодочный корабль, проект 1124 «Альбатрос» – Государственная премия,
Пограничные катера для реки Амур, проекты 1208, 1248,1249 – Государственная премия,
Малый артиллерийский корабль «Буян», проект 21630 – Премия Правительства РФ,
Были и другие заметные творческие достижения, например, корабли на подводных крыльях «Сокол», проекты 1141 и 11451, водоизмещением около 500 тонн, скоростью хода до 70 узлов (
– А если говорить о кораблях 21 века, что можно выделить особо?
– В 21 веке на стражу спокойствия и мирной жизни граждан России вышли ракетные корабли «Татарстан» и «Дагестан» проекта 11661К, малые артиллерийские корабли проекта 21630 «Астрахань», «Волгодонск», «Махачкала». Гордостью российского флота стал уже известный всему миру сторожевой корабль «Неустрашимый», а в 21 веке в состав Балтийского флота вошел его «младший брат» – сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» проекта 11540. По нашему проекту построено судно контроля физических полей «Виктор Субботин» проекта 18061. Очень интересный экспортный проект 11661 – фрегаты «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама.
Вся страна с огромным интересом наблюдала у экранов телевизоров за пусками ракет «Калибр», осуществленными из акваторий Каспийского и Средиземного морей РК «Дагестан», МРК «Зеленый Дол» и «Серпухов». Малые ракетные корабли «Буян-М» проекта 21631 – «Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг» и другие – очень востребованы в ВМФ России.
В работе бюро широко использует эксперимент и хорошие связи с фундаментальной и отраслевой наукой. Творческий почерк бюро отличает высокая насыщенность оборудованием и аппаратурой, рациональное использование объемов, высокие ходовые и мореходные качества кораблей, отработанные на радиоуправляемых, буксируемых и самоходных моделях.
– Зеленодольское проектно-конструкторское бюро часто называют интеллектуальной элитой города, в бюро работали 14 лауреатов Ленинской и Государственных премий СССР, заслуженные изобретатели, десятки орденоносцев…
– Это действительно так, семь сотрудников защитили кандидатские и докторские диссертации, ПКБ аккредитовано как научная организация. Здесь работают специалисты самой высокой квалификации, создаются и внедряются инновационные технологии, используются самые современные достижения конструкторской мысли. Жизнь и развитие техники ставят перед отечественным кораблестроением все новые задачи, которые успешно решаются коллективом Зеленодольского ПКБ.
– Средний возраст работающих далеко за 50, Вы продолжите работу по привлечению в бюро молодежи?
– Хочу отметить, что средний возраст работающих в бюро на сегодняшний день составляет «не далеко за 50», а 49 лет, причем средний возраст работников конструкторских подразделений 48,7 года, отдела информационных технологий – 44 года, сектора внедрения программного обеспечения – 36 лет.
Сегодня работающих в бюро условно можно разделить на три более или менее равные группы: 203 человека в возрасте до 50 лет, 163 человека в возрасте 51-60 лет, чуть больше людей пенсионного возраста . Работа с молодежью и работа по привлечению в бюро молодых специалистов является приоритетной в деятельности кадровой службы, но это тема отдельного разговора.
– По техническому оснащению и по внедрению современных методов проектирования ЗПКБ одно из передовых предприятий в отрасли. Работа по модернизации началась ещё в 2000 году, с 2009 года ЗПКБ начало проектировать по-новому, а в 2016 году план был реализован. Что дальше?
– Объектами технологического развития и модернизации производственной базы ЗПКБ стали IТ-инфраструктура, включая автоматизированные рабочие места конструкторов и специалистов, опытовый бассейн, экспериментальная база на Волге, опытное производство, центры совместного принятия решений, программно-аппаратный комплекс «виртуального прототипирования». Наша стратегия – это создание единого информационного пространства при проектировании и строительстве кораблей.
– Для проектно-конструкторских организаций, создающих корабли, особенно важно иметь своих лоббистов в главкомате ВМФ и Минобороны. Например, проект МРК «Каракурт» занимает ту же нишу, что и МРК «Буян- М», но обладает иными мореходными свойствами. Логика подсказывала, что именно ЗПКБ сделает новую модификацию «Буян-М», адаптированную к использованию в средней и дальней морской зоне. Однако проект ушёл в Питер. Как планируете пробивать, «лоббировать» новые заказы?
– Наш коллектив много сил потратил на совершенствование проекта МРК «Буян-М» с целью расширения возможности использования корабля в средней и дальней морской зоне. Выполнялись проработки и модельные испытания по повышению мореходных качеств корабля, предлагались варианты повышения боевых качеств путём введения модификаций.
МРК «Буян-М» строится серийно, имеются потенциальные возможности совершенствования. МРК «Каракурт» ещё предстоит достроить и сдать головной заказ. После этого можно будет судить, в каком направлении необходимо двигаться дальше.
– Бюро создаёт проекты не только для ВМФ, но и продукцию гражданского спектра, расскажите о Ваших разработках.
– Наше предприятие было создано, в первую очередь, для строительства кораблей ВМФ, но на сегодняшний день существует определенная нестабильность загрузки военными заказами, поэтому стратегическая задача ЗПКБ состоит в повышении доли гражданского судостроения. Это необходимо, чтобы мы могли спокойно пережить время недозагрузки военными заказами. Именно в этом направлении сейчас движемся, есть интересные разработки. Могу вспомнить малый морской танкер проекта 03182, грузопассажирский паром «Аллигатор», средний морской танкер проекта 23130, грузопассажирское судно проекта 23021 «А.Кунахович», речное прогулочно-экскурсионное судно «Пилигрим», малый водолазный катер «Малыш» проекта 21410, скоростное «высокомореходное» грузопассажирское судно с аутригерами тримаранного типа «Россиянка-1».
– 27 апреля на заводе им.Горького состоялась церемония закладки прогулочного теплохода на 250 человек. Что он собой представляет?
– «Чайка» – прогулочно-экскурсионное судно для местных линий на базе единой гидродинамической платформы. Теплоход предназначен для перевозки по внутренним водным путям пассажиров и туристических групп. На судне оборудован комфортабельный пассажирский салон, имеется прогулочная палуба под тентом. Предусмотрена система кондиционирования и отопления пассажирского салона и рулевой рубки. «Чайка» оборудуется системой «аудиогида» для обеспечения проведения экскурсий на пяти языках. В апреле был заложен флагман этой серии, кроме того, планируется спроектировать и построить суда пассажировместимостью 150 и 50 человек.
– Желаем новых успехов зеленодольскому ПКБ под Вашим руководством!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев