Игорь Игнатьев приглашает в «место, которое изменяет людей..»
Мы продолжаем наш цикл бесед в проекте редакции «Культ культуры». Сегодня наш гость – руководитель театра-студии «ХамелеоН» Игорь Игнатьев. 25 лет. Образование – КазГУКИ (режиссёр театра, педагог). 2019 год объявлен в России годом театра. В марте отмечается Всемирный день театра. Потому наша встреча закономерна.
--Игорь Сергеевич, на днях на нашем сайте «Новости Зеленодольска» мы разместили опрос на тему «Когда последний раз вы были в театре?» Более 60 процентов ответили «очень давно, уже не помню». Это грустно… Радует, что почти 40 процентов все же посещают храм Мельпомены: кто-то регулярно, кто-то время от времени. Так зачем сегодня должен существовать театр, на ваш взгляд?
--Еще Гоголь писал: «Театр – это такая кафедра, с которой очень многое можно сказать людям». Вот мы приходим в театр, а на «другом краю пространства» - на сцене, люди проживают другую жизнь… Мы видим, слышим, на нас работает сценография, музыка, хореография, игра актёров. И вдруг становится понятно, что они говорят о том, о чём я постоянно думаю, что мне это очень близко, что я не один такой в этом мире, что об этом думали люди в других поколениях, в других временах.
Театр может очень многое! Заражать, вдохновлять, объединять огромное количество людей. Когда ты смотришь в глаза актёру и понимаешь, что ты очень хорошо знаешь этого человека, что вы с ним очень близки, хотя впервые в жизни его видишь.
Что еще должен театр? Воспитывать? Развлекать? Смешить? Радовать? Я считаю: сейчас, в наше время, задавать ориентиры. Мне кажется, наступило «время дезинформации», сложно понять, где правда - где ложь, и именно театр должен ориентировать на «разумное, доброе, вечное». А ещё, как сказал Лев Абрамович Додин: «Театр должен потрясать!» Простыми человеческими истинами, о которых мы просто забыли. Чтобы человек задумывался: а зачем я живу? Как я живу? Что не так в моей жизни, что мне в ней нужно поменять?
--Я заметила, что в основу практически всех ваших спектакли заложены эти главные вопросы жизни, несмотря на разность эпох, сюжетов. И все же, в чем главная особенность «ХамелеоНа?
--Возраст актёров. Играют молодые ребята, от 15 до 20 лет. Это возраст, когда подросток выбирает для себя модель взаимодействия с миром. Когда ты в этом возрасте попадаешь в пространство, в котором поднимаются темы жизненного выбора, главных векторов,– это, мне кажется, даёт большой толчок вперёд. И это огромная внутренняя работа – тебе надо играть то, в чём ты мало что понимаешь (представьте, в 16 лет стать Германом в «Пиковой даме»). Это и страшно, но это и огромный импульс к рождению мыслей, к росту.
Плюс наших юных актеров - они выкладываются по полной, они не знают меры, у них нет ещё «профессиональных» энергосберегающих технологий, они работают на сцене, не жалея себя. Вот им сказали: «Надо любить в этой сцене» - и они открыты и чисты в этом.
Ещё одна особенность: мы - камерный театр. Для меня камерность – это круто! Это что-то домашнее, тёплое, «кухонное» (не в смысле пирогов-ватрушек, а в смысле места, где поймут и примут). Камерность – не только для зрителя, но и для нас - тех, кто составляет театр. Это наименьшее расстояние между актёром и зрителем. Это формат, которыйопределяется и нашим небольшим городом. Это близость и откровенность. Это возможность достучаться до каждого…
--Достучаться до каждого… Каждый режиссер мечтает о своем «идеальном зрителе», а их не так много. Для вас он какой?
--Ох, как бы сейчас не обидеть никого…Вот я иду на спектакль «Идиот» по Достевско
Идеальный зритель – тот, кто может и готов слушать и слышать, видеть, воспринимать и реагировать, вести диалог. Умеет сопереживать тому, что происходит на сцене, готов понять и принять чужую боль (это, конечно, и от актёра во многом зависит).
А «сверхидеальный» зритель – это тот, кто видит-слышит, а потом становится НАШИМ, «оХамелеоненным».
--Игорь Сергеевич, мне каждый раз после очередного спектакля «ХамелеоНа» жаль, что его посмотрели так мало зрителей, зал действительно маленький (занимает подвальное помещение в лицее 9). Жаль и того, что вашему театру не оказывается муниципальная подд
--Я очень благодарен лицею, бесконечное спасибо директору Валентине Васильевне Кибец за ее талант разглядеть важное и нужное школе, за ее потрясающую поддержку. Но уже хочется иметь «свое» место, «театр-дом», небольшой, уютный, наполненный энергетикой талантливых людей.Хотелось бы какого-то более комфортного и современного пространства, в котором можно было бы создавать, творить. Куда просто было бы добираться зрителям. В мечтах – зал на 80 мест, не больше (сейчас 40): маленькое пространство зала легче «заразить», покрыть своей энергетикой.
И я вижу не только работу в стенах театра. Почему бы на Мирном, с его неохваченностью
Ещё: провести в городе театральный фестиваль – пригласить-привезти лучшие яркие спектакли лучших театров России. Смотрите, зеленодольцы
Давно прочитал где-то: «Искусство не может приносить деньги». На мой взгляд, должна существовать какая-то партнёрская программа между государством и театром. Ведь театр работает на перспективу, он изменяет людей…
Спектакли театра-студии «ХамелеоН»:
«Приключения кролика Эдварда» (Кейт ДиКамилло), «Дон Кихот» (М. Булгаков – Мигель де Сервантес), «Моё Море» (по В. Крапивину), «Город, в котором…» (по А.Чехову), «Наташина мечта» (Я. Пулинович), «Пан или пропал» (по Н. Гоголю), «Не бесите Вселенную» (авторский спектакль), «Пиковая дама» (А. Пушкин).
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев