Новости Зеленодольска

Фото: Какие тайны хранит зеленодольский архив?

В пристрое к жилому дому на пересечении улиц Гоголя и Паратской - вся жизнь района, начиная с тридцатых годов прошлого века. За сухими фактами и цифрами - история предприятий, колхозов, школ, судьбы зеленодольцев.

В настоящее время в архиве завершают полномасштабный ремонт с заменой окон, системы отопления, обновлением кровли, оптимизацией помещений. Финансирует работы респуб­лика, руководство которой разработало специальную программу по приведению в порядок всех архивов. Ведь они, как и музеи, хранители истории. Только в нашем хранилище свыше 80 тысяч документов - тонны бумаг!

- Тут хранятся все когда-либо принятые решения, касающиеся деятельности нашего района и его жителей, - показывает на стеллажи главный архивариус ЗМР Гульнара КАРИМОВА. - В их числе документы постоянного срока хранения, в которых распоряжения прежних глав района, руководителей сельсоветов, решения депутатов; документы по опеке, выделению квартир, земельных участков, документы ликвидированных организаций. Если предприятие закрыли, а документы на хранение не передали, то восстановление стажа зачастую становится серьёзной проблемой. Гражданин не может подтвердить свою трудовую деятельность, кроме как обращением в суд. На сайте государственного комитета по архивному делу есть даже рубрика «Внимание - розыск» по поиску документов ликвидированных предприятий.

Мы долго ходим по узким коридорам между стеллажами. Чего тут только нет! Даже личные архивы, переданные известными людьми, например, краеведом Александ­ром Журиным и Назирой Бикбовой, долгое время работавшей в администрации. Сотрудники учреждения ещё при жизни почётных граждан договариваются о том, чтобы часть личных документов стала частью истории Зеленодольска.

Узнаём, что самые ранние «манускрипты» датированы серединой 30-х годов. Но ведь в Паратске ещё до революции зародились основные зеленодольские предприятия, жизнь в посёлке кипела, экономика развивалась. Куда делись полсотни лет жизни города?

- Документы или не передавали на хранение, или они лежат в частных архивах, - предполагает руководитель отдела.

Где же выход? В какой-то степени восполнить пробелы истории нашего города могут хранилища центрального архива республики. По словам Гульнары Маратовны, большинство ключевых решений в районах принимают в административных центрах, что находит отражение в документах, находящихся в Казани.

Наш архив занимает площадь в 665 квадратных метров - это десять современных двухкомнатных квартир. Когда в 2009 году в пристрой на ул.Паратской переезжало учреждение, казалось, что площадей в избытке. Но уже сейчас видно, что ставить папки и короба с документами скоро будет некуда. Случится это примерно лет через десять - фонды ежегодно увеличиваются на 700-800 единиц хранения.

Реклама

Назревающую проблему могут решить мобильные стеллажи, которые экономят место. Добро на их установку уже дано, вопрос во времени. Приобретение современного оборудования будут финансировать по той же программе.

У главного архивариуса района Гульнары Каримовой на стеллажах порядок

- Мы не случайно начали поиск документов ликвидированных организаций, потому что это действительно нужно людям. В результате нашего поиска нам передали документы на хранение по четырнадцати закрытым колхозам.

Бывает, к нам обращаются и по истории семьи. Например, в этом году жительница Москвы искала в наших фондах сведения о своём деде. И мы нашли личную карточку бывшего работника Васильевского лесокомбината. У нас, конечно, здесь нет ни дат рождения людей, ни дат их смерти - это всё в отделе загса. Но по документам предприятий, учебных заведений найти пропавших без вести можно, - заключила Гульнара Маратовна.

В городском архиве три сотрудницы, включая руководителя отдела. Нагрузка на каждого большая. Только в прошлом году сюда обратились с запросами почти пять тысяч граждан и организаций. Большая по нынешним временам редкость - услуги здесь бесплатные. В будущем архивные документы планируют перевести в электронный вид.

История архивного дела в России насчитывает почти три сотни лет. В 1720 году император Пётр I издал Указ о создании соответствующей службы, впервые в истории нашей страны ввели должность архивариуса.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: