Новости Зеленодольска

«Если бы не он, меня бы не было»: Николай Бачев поделился воспоминаниями о нелегкой службе в Афганистане

2019 год — особый для «афганцев»: в декабре будет 40 лет, как СССР ввел в ДРА ограниченный воинский контингент, а в феврале отмечается 30-летие вывода Советских войск. Два года служил в Афганистане зеленодолец Николай Бачев.

Призвали его в армию весной 1982 года. 19-летний паренек, окончивший ГПТУ №25, не знал, где придется служить, услышал лишь в Казани на медкомиссии от врачей — «душманов поедете бить». Через 2,5 месяца после окончания учебного центра в Усть-Каменогорске (Казахстан) направили в афганский Шинданд в полк реактивной артиллерии. 

Поставили молодого солдата на должность водителя «Урала». Так за рулем пятитонного грузовика и провел-прожил все два года. На долю водителей в Афганистане выпало очень много лишений. Николай сделал десятки рейсов, перевез сотни тонн грузов, без которых невозможно было бы вести боевые действия.  

Задачей полка, в котором служил Николай, было обеспечивать прикрытие автоколонн, идущих из советской Кушки в Шинданд и обратно. В Афганистане не было никакого транспортного сообщения, кроме автомобильного, все необходимое — боеприпасы, горючее, продовольствие, стройматериалы, медикаменты — доставляли на машинах. Нашим ребятам требовалось немало мужества, чтобы ездить и знать, что каждую минуту в тебя могут начать стрелять. А для моджахедов армейские колонны всегда были привлекательной мишенью, потому что за машины они получали бонусы, сожженная техника им хорошо оплачивалась.

 

Перед водителями стояла задача — как можно быстрее выйти из-под обстрела. При этом покинуть машину разрешалось только когда она уже не могла двигаться. Да и то ее старались не оставлять, по возможности брали на буксир и тянули в полк — не подлежащая ремонту автотехника шла на запчасти. 

Зимой 1983 года колонна Николая Бачева попала под обстрел на «зеленке». Машина, шедшая впереди, остановилась — ранило водителя. Николай смог добраться до этой машины, вытащил раненого, оказал ему первую помощь и вместе с подоспевшим товарищем погрузил на БТР. Солдата отправили в госпиталь, он вылечился, и потом его комиссовали. Тем пареньком оказался земляк Фарит Галяутдинов из Набережных Челнов.

Реклама

На этом пути ребят разошлись, судьба свела их вновь через 33 года. 

— Встретились они в Бузулуке, на очередном слете «Салам, бача!». Мы смотрели на них и плакали, — вспоминает участница боевых действий в Афганистане Наталья Садреева. — Это было незабываемо: боевые товарищи увиделись через столько лет! Все эти годы Фарит благодарит за спасение жизни Николая: «Если бы не он, меня бы не было. Благодаря Коле я живу». А Николай Николаевич — очень скромный человек, не любит лишнего внимания. Мы с трудом уговорили его немного рассказать о себе, чтобы о нем написали в газете. 

Там, на войне, каждый выполнял свою работу: водители не ходили с оружием на боевые задания, но они делали важнейшее дело. Ведь армии не существует без обоза — так было всегда. Низкий поклон этим ребятам. Сейчас Николай Николаевич занимается общественной работой. Он замечательный, надежный человек, никогда не откажет, всегда поможет. Он таким был в Афганистане, такой он и сейчас.


 


Водители на Афганской войне выполняли важнейшую и опаснейшую работу. Они всегда были под прицелом моджахедов. В пути останавливаться и выходить из машины было нельзя. У «духов» стояли вешки под оружие, пристреленные по двум уровням: первые — по линии колес, вторые — по кабинам. Выезжать на обочину тоже было нельзя, она могла быть заминирована. За время кампании 11369 машин потерял СССР на афганской бетонке.

 

Фидаиль Минибаев, Николай Бачев и Фарит Галяутдинов служили в одной автороте. Встреча через 33 года
 

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: