Елена Валеева: «Мечтаю спроектировать христианский храм»
Архитектор с зеленодольскими корнями создаёт IT-парки и театры, хижины и дворцы
Елена Валеева — яркий архитектор, с зеленодольскими корнями, работает заместителем генерального директора — главным архитектором «Татинвестгражданпроекта». Она — почетный архитектор России, заслуженный архитектор РТ, автор многих интересных проектов.
Почетный архитектор России, заслуженный архитектор РТ, заместитель генерального директора — главный архитектор ГУП «Татинвестгражданпроект» Елена Валеева
На Международном архитектурно-строительном форуме «Казаныш» её команда получила десять наград, включая Гран-при. Сейчас команда Елены Анатольевны трудится над многими объектами, в их числе — зеленодольским ЦКИНТ им Горького.
Как гены взяли своё
— Архитектор Айвар Сатаров вспоминал на страницах нашей газеты, как будучи ребёнком, заглядывал в окна Татгражданпроекта, так появилась мечта стать архитектором. А как вы сделали свой жизненный выбор?
— Мой выбор профессии был предопределен, мои родители — оба архитекторы. Несмотря на то, что я планировала поступать и на «иняз», и на факультет микробиологии, за две недели до вступительных экзаменов гены взяли своё, я подала документы на архитектурный факультет в КИСИ. Этот вуз окончили мои родители, в год моего поступления многие их сокурсники здесь преподавали.
А с Айваром Гумаровичем мы познакомились, когда мне было 10 лет. Это один из мэтров-архитекторы, прекрасный человек, талантливейший график и акварелист. На днях он презентовал мне свою книгу, так что мы дружим в человеческом и профессиональном смысле.
Незримая связь с Зеленодольском
— Елена Анатольевна, Зеленодольск — не чужой для вас город, расскажите, как вы воспринимаете его?
— Зеленодольск для меня город близкий и родной. Сюда после войны мой дед привёз мою красавицу-бабушку и вскоре (в 1946 году) у них родился сын — мой папа. Дедушка с бабушкой вместе прошли всю войну. Когда война закончилась, дед вернулся и рассказал своей маме о прекрасной Офелии из Еревана. Его мудрая мама наказала ему ехать за ней срочно и привезти в Зеленодольск. Он так и сделал.
Соответственно, это родина моего отца, здесь жили и похоронены мои бабуля и дедуля. Отец после школы поступил в судостроительный техникум, а по окончании на архитектурный факультет в Казани, где они и познакомились с моей мамой.
Дедушка работал на заводе имени М.Горького. К сожалению, я не знаю подробностей, его не стало, когда я ещё училась в школе, но знаю, что дедушка был инженером по технике безопасности. Кстати, ДК Горького, в 1971 году функционировал в статусе цеха № 84 одноименного завода.
Типовой дворец
— Дворец Горького строился по типовому проекту, мы видим такие же ДК в Новочебоксарске, в Казани и по всему Союзу. Как вы оцениваете архитектуру советского периода 70-х годов и конкретно проект нашего Дворца?
— В Советском союзе статус «типовой проект» присваивали лучшим зданиям с точки зрения архитектурно-планировочных решений и оправданных экономически. Если говорить о конкретном типовом проекте дома культуры, то я хотела бы обратить внимание, что, несмотря на однотипность решений, проект предполагает места для уникальной идентификации. В ДК Строителей в Казани (ныне Культурный центр «Сайдаш») — это прекрасные витражи, а внутри есть колонна в чеканке с национальными мотивами, в ДК Химиков — это мозаичное панно, в зеленодольском ДК — это целая серия мозаик и два «сграффито».
— Кстати, как вы оцениваете эти мозаичные панно и сграффито на стенах Дворца Горького?
— Это достояние города и людей, которое нужно бережно хранить! Это же не просто интересные художественно-ценные объекты, это часть истории!
— Кроме плюсов были какие-то минусы этого проекта, например, считалось, что там мало помещений для кружковой работы или это беда всех ДК?
— По проекту предусмотрены и кружковые кабинеты, и спортивный зал. Относительно их количества — это не беда конкретного здания, скорее, это беда города, который растёт и развивается. Очевидно же, что один дворец культуры не способен закрыть полностью потребность растущего населения в кружках.
Я могу сказать, что проект универсален и в нём заложено много возможностей, которые ещё не использованы. Например, внутренний двор. Это же прекрасное место для городских мероприятий. Замечательная событийная площадка, где могут выступать воспитанники ДК, проходить танцы или летние показы любимых фильмов. Скажу вам по секрету, что я уже сделала проектное предложение по этой территории и скоро покажу его.
Елена Валеева на Международном архитектурно-строительном форуме «Казаныш». Команда «Татинвестгражданпроекта» получила десять наград, включая Гран-при
С коллегами
— Расскажите о своих коллегах, которые трудились над архитектурными и дизайнерскими решениями ЦКиНТ им.Горького...
— Над проектом работали сотрудники из моей команды — архитекторы Павел Глазырин и Маша Маркелова. Мы подошли с большой любовью, как к самому зданию, так и к его уникальностям. Совсем недавно мы познакомились с главным архитектором Зеленодольска Дамиром Шакировым и я могу с уверенностью сказать, что наши взгляды на архитектуру и художественное наследие совпали. Если за дело берётся команда единомышленников — это уже хороший знак.
— На вас кто-то из архитекторов оказал влияние?
— Нет однозначного ответа, потому, что список может быть очень длинным. Конечно первая в списке — моя мама. Во-первых, потому, что она — мама, и потому, что она архитектор — это два. Дальше в списке все мои преподаватели архитектурного проектирования — Александр Михайлов, Михаил Лин, Рамиль Аитов, Евгений Прокофьев. Особое место среди преподавателей занимает Евгений Сергеевич Евсеев — именно он раскачал во мне способность восприятия задач с самых неожиданных ракурсов. Влияет многое и многие, это оттачивает мастерство и в этом процессе приобретается творческий почерк.
Зодчие. Связь поколений
— Есть какая-то связь или преемственность между архитекторами разных поколений?
— Этот вопрос очень ёмкий. Сегодня, когда архитектура существует столько, сколько существует человечество, мы все оперируем одними и теми же формами. Также как и композиторы используют всё те же семь нот. Соответственно, вся история архитектуры, так или иначе, оказывает влияние на архитекторов и их творчество.
Архитектурные решения всегда зависят от кучи факторов, начиная от географии места и заканчивая строительными материалами. Значительное влияние на будущее здание оказывает окружающая застройка, история места. Функции будущего здания, его бюджет, строительные технологии — все это тоже влияет. Автор-архитектор — это в принципе несвободный человек, который должен умудриться привнести свою творческую составляющую в проект.
— Можете выделить какое-то одно архитектурное решение в мировой архитектуре? Например, Колизей или собор Святого Петра в Риме, храм Святой Софии в Константинополе, храмовый комплекс Ангкор-Ват XII века в Камбодже?
— Смотря на чем акцентироваться. Я думаю, что обозначать объекты типа Колизея в Риме, Храма Амона в Карнаке, Парфенон — смысла не имеет, так как прекрасных памятников древности очень много. А если говорить об относительно современной истории архитектуры и если нужно выделить непременно одно здание, то тогда назову, пожалуй, здание национального конгресса Бразилии. Архитектор Оскар Нимейер, именно он впервые применил железобетон для создания плавных форм.
— Кто из архитекторов вам особенно интересен в истории человечества, начиная от древнеегипетского Имхотепа, первого архитектора имя которого сохранилось в истории, мечтателя Леонардо Да Винчи, основателя «органической архитектуры» Фрэнка Ллойда Райта или известного своими смелыми, инновационными идеями Оскара Нимейера...?
— Назову, пожалуй, своих фаворитов — это модернисты: Людвиг Мис ван дер Роэ — очень близко мне его творчество в части формообразования. Алвар Аалто — финский архитектор, мастерки работал с деревом, сочетая направления функционализма и органической архитектуры. Лет семь назад я была в Финляндии и прицельно поехала в его мастерскую, которую он спроектировал сам (и архитектуру, и интерьер), работал там. Кстати, мастера нет давно, а мастерская до сих пор функционирует.
Из отечественных архитекторов люблю творчество Константина Мельникова — это русский архитектурный авангардист. В прошлом году со своей командой мы обошли спроектированные им знаковые объекты. Например, Дом культуры им Русакова в Москве. Он был построен по его проекту аж в 1929 году. Здание является объектом культурного наследия России и входит в перечень Всемирного фонда памятников архитектуры. При этом оно функционирует: ДК Русакова, потом «Театр Романа Виктюка», сейчас Сцена «Мельников». Театр назвали честь архитектора Константина Мельникова. Логика переименования понятна: в здании, построенном по его проекту, и находится театр.
Проекты и мечты
— Самые интересные проекты, над которыми вам довелось трудиться как архитектору...
— Я работаю главным архитектором в самой крупной проектной компании республики и именно поэтому здесь самая большая типология проектируемых объектов. Это объекты медицины, образования, культуры. И каждый объект для нас интересен, разумеется.
Но, тем не менее, я могу выделить реализованные проекты, которые не были простыми, однако были очень интересными в процессе проектирования. Мы ими гордимся, потому, что смогли отстоять и воплотить нетривиальные решения. Это ИТ-парк им Башира Рамеева в Казани и Русский драматический театр «Мастеровые» в Набережных Челнах. Рекомендую для обязательного посещения, если будете в Казани или Набережных Челнах.
— На Международном архитектурно-строительном форуме «Казаныш» ваша команда завоевала главные награды. Как вы добились такого прорыва?
— Рецепт очень простой — любовь к профессии и к людям, вдумчивый и глубокий подход к любой задаче. А вообще мне просто повезло — у меня самая лучшая команда, мы ещё себя покажем.
Блиц
— Любимый вид спорта?
— Большой теннис, фигурное катание
— Последняя прочитанная книга?*
— Александр Гришковец «Рубашка». Книга про архитектора.
— Любимый кинорежиссер или любимый фильм?
— Тут я не оригинальна — люблю советские и российские фильмы.
— Какая музыка нравится?
— Я всеядна, в зависимости от ситуации и настроения.
— Любимая кухня?
— Татарская.
— Какой проект мечтаете воплотить, если есть такая мечта?
— Я мечтаю спроектировать христианский храм.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев