Новости Зеленодольска

Девятаев и «Метеор»: Что связывает легендарного лётчика с зеленодольским теплоходом на подводных крыльях

В самом начале 1960-х годов со стапелей завода им.Горького сошёл первый построенный в Зеленодольске теплоход на подводных крыльях, которому дали соответствующееего космическому дизайну название «Метеор». Право встать за штурвал суперсовременного на тот момент судна доверили легендарному лётчику, Герою Советского Союза Михаилу Девятаеву.

История рождения «Метеора» берёт начало в 1959 году, когда на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород) было спущено на воду экспериментальное судно на подводных крыльях. После ходовых испытаний, показавших жизнеспособность «Метеора», его отправили своим ходом в Феодосию, где он был оставлен на зимнюю стоянку. В мае следующего года первенец вернулся назад, а уже в июне его презентовали главе государства Хрущёву. Никита Сергеевич был впечатлён видом и возможностями детища советских инженеров. Теплоход не плыл, а словно летел над водой, развивая скорость свыше 70 километров в час! И генеральный секретарь дал добро на массовое производство новинки.

Это было время великих свершений. Всего 15 лет прошло после окончания самой разрушительной войны, народ ещё жил в бараках и коммуналках. Но в космос уже полетел Юрий Гагарин, а здесь, на берегах Волги, было создано почти космическое речное чудо.

Серийное освоение проекта отдали в Татарию, где под Казанью располагался Зеленодольский судостроительный завод. «Метеор» под номером «2», построенный в нашем городе, вошёл в состав Волжского объединённого пароходства МРФ РСФСР. Одним из его капитанов и стал личный враг Адольфа Гитлера Михаил Девятаев, прославившийся тем, что в феврале 1945-го с товарищами совершил побег из фашистского плена: угнал новейший бомбардировщик со сверхсекретной базы Вернера фон Брауна, расположенной на острове Узедом, где гитлеровцы испытывали и производили  ракетные установки ФАУ-2, с помощью которых рассчитывали взять реванш в войне.

Потом «Метеоры» «разлетелись» почти по всему миру: с 1961-го по 1999 год со стапелей нашего завода их сошло более четырёх сотен, ещё две единицы построили в 2006 году. «Белый лебедь», «Крылатый корабль», «Летящее чудо» – какие только имена не давали тогда белоснежному красавцу! 

 

Михаил Девятаев за штурвалом чудо-судна на подводных крыльях. Начало 1960-х годов

 

 

Кстати, «Метеоры» были не только белыми, некоторые окрашивали в другие цвета по желанию заказчика или перекрашивали в ходе эксплуатации. Так, светло-зелёные ходили в Нидерландах, такие же в Карелии, бело-сине-красные принимали пассажиров в Словакии и Китае, а ещё в Поднебесной практиковался красный цвет.

Реклама

«Наверняка, каждому из нас доводилось испытывать чувство восхищения от завораживающего зрелища – летящего над речными волнами быстроходного пассажирского теплохода «Метеор» – читаем строки из письма, присланного нам сотрудниками заводского музея. – Нашим заводчанам есть чем гордиться: ведь где бы мы его ни увидели – на Волге, Каме, Днепре, Неве, Москва-реке, в Сибири, Китае или на прекрасном голубом Дунае – мы знаем, что он точно построен в Зеленодольске руками замечательных тружеников завода имени А.М.Горького. И капитаном первого заводского «Метеора» в Казанском речном порту, а также капитаном-наставником долгие годы был легендарный лётчик, Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев».

Так, судьба неординарного человека, совершившего один из самых невероятных подвигов во время Великой Отечественной войны, тесно переплелась с зеленодольским «Метеором», ставшим олицетворением речных пассажирских перевозок во второй половине прошлого века.

 

 

P.S. Редакция обращается к читателям: если в вашем домашнем архиве сохранились фотографии, на которых запечатлён Михаил Девятаев во время визита в Зеленодольск, приносите их к нам. Мы непременно продолжим тему.
 

 

 

 

«Он часто бывал в нашем городе»

 

– Девятаев часто и с удовольствием приезжал в наш город, после того как при Хрущёве признали его подвиг и ему присвоили звание Героя Советского Союза, – рассказывает зеленодольский краевед Анас ЗАЙНУЛЛИН. – Михаила Петровича приглашали в школы, на предприятия, его выступления были яркими и запоминающимися. В подшивке «Зеленодольской правды» конца пятидесятых-шестидесятых годов остались материалы, рассказывающие о визите легендарного лётчика и капитана «Метеора» в Зеленодольск.

 

 

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: