Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

"День Военно-Морского флота – мой день!": Ветеран ЗПКБ Анатолий Кротов поделился эпизодами славной биографии

Коренному жителю Зеленодольска Анатолию Кротову исполнилось 80 лет. А в 2020 году он отметит 55 лет своей трудовой деятельности – на родном ЗПКБ, где он трудится и по сей день!

Накануне Дня ВМФ Анатолий Яковлевич поделился яркими эпизодами своей биографии и рассказал, почему это праздник – родной для него. 

 

Жизнь - кораблям

- Корабли и техника меня манили с детства, - вспоминает Анатолий Кротов. – В 1955 году я окончил корпусное отделение нашего судостроительного техникум на отлично, и легендарный Кунахович, который тогда был в комиссии на защите диплома, предложил мне работать в проектно-конструкторском бюро.

Проработал всего полтора месяца – и меня забрали в армию, в Каспийскую флотилию в Баку. 

Служили тогда четыре года, и мы с приятелями решили немного сократить срок – подали документы в Кораблестроительный институт в Санкт-Петербурге. Поступил я один, на машиностроительный факультет, закончил в 1965 году и по распределению поехал в Зеленодольск (от Дальнего Востока отказался, но в командировках довелось побывать, когда сдавал в Хабаровске и Владивостоке «Альбатрос»). 

 

Инженер-конструктор 2 категории – это кульман, стол, карандаши и чертежи. Но они были словно живые для меня, ведь электромеханическую часть я выучил от и до, будучи мотористом в армии. И теперь я проектировал сердце корабля, был в опергруппе по его постройке. 

 

Неделю на раскладушке

В 1968 году корабль ушел в Севастополь на испытания, и я за ним. Начались командировки: месяц на море, месяц дома, и так почти год. Жена ворчит, мол, дома нет тебя, проблемы с гостиницей, ночевал в холле на раскладушке иногда, пока на базе не отстроили общежитие, с самолетом… Но тогда это воспринималось легко, как еще одна грань профессии. Потом появилась плавучая гостиница «Тулома», стало полегче. Помогали связи с ЦНИИ им. Крылова, во многих бюро, куда приходилось возить документацию, работали мои однокурсники, и согласовывать детали ТТЗ (тактико-технического задания) и находить контакты по оборудованию можно было быстрее и проще. 

Были и драматические случаи, в которых помог мой опыт моториста. Сдавали под Новый год  корабль на Дальнем Востоке, у всех планы, премии горят. А у нас аврал: не можем выйти на режим. У двигателя со сложной системой охлаждения довольно капризные терморегуляторы, их четыре, и вдруг резко упала температура. Начальство гневается, а я определяю место поломки: первый – нормально, второй, третий…

И лишь четвертый был неисправен, чутье меня не подвело. 

Вел проект «Сивуч» на воздушной подушке, но руководителем меня не назначили – не был партийным…

Ходили на испытания на Ладогу, на полигон в Приозерск: Белые ночи, мосты для нас разведены, корабль тянут буксиром, чтобы не размыть дно Невы. Час ночи, вокруг - катера с туристами, машут, кричат, радуются. И озера – синие, чистые, как в песне…

 

Работа и путешествия

Командировки я любил не только за возможность увидеть в деле твой проект, но и за возможность посмотреть множество интересных мест. Музей Александра Грина и Айвазовского в Феодосии, в Петербурге – Музей русского костюма, в Керчи – катакомбы, где единственный всеет – фонарь у экскурсовода во лбу. В Севастополе – картинная галерея, музей Херсонеса под открытым небом… Эта такая ценность, которую просто в повседневной жизни не встретишь. Обнинск, Подольск, Москва, Ленинград – масса городов, где побывали наши перспективные разработки, и я вместе с ними. 

 

Любимое дело

Сегодня я работаю инженером-конструктором 1 разряда. Мне до сих пор интересно, опыт есть, есть задания, и меня такая деятельность тонизирует: утром встаю, делаю зарядку, и на работу. Иногда помогаю молодым на начальном этапе их карьеры: если человеку интересно, он сам спрашивает, и когда видишь интерес в глазах, появляется желание помочь, научить. Рекомендовал 2-3 ребят, когда работал в ЗСТ, они сейчас успешные специалисты. 

Радует, что наше ЗПКБ процветает, здесь работают талантливые люди, и потому День ВМФ для меня – родной праздник, полный воспоминаний. И перспектив, ведь корабли для России нужны на всех флотах, и Зеленодольск готов неустанно работать над укреплением обороноспособности нашей страны. 

 

 

Оксана Привалова
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 

Оставляйте реакции

4

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Комментарии

  • аватар Без имени

    0

    0

    Хорошая статья про хорошего человека!

    • аватар

      Александр Орловцев

      0

      0

      Хороший человек и замечательный специалист.Долгих лет Вам дорогой Анатолий Яковлевич.