Дембельский альбом известных зеленодольцев: Наши земляки рассказали о своей службе в армии
23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества – праздник воинской доблести, верности присяге и служения Родине. Несмотря на строгость и официальность названия – это не номинальная дата, а действительно народный праздник. Поздравления принимают те, кто служат в рядах Вооруженных сил сейчас, и кто уже отдал воинский долг Родине. Мы обратились к известным зеленодольцам с просьбой рассказать о своей службе в армии.
«Не жалею, что был в Афгане»
Мастер дорожного участка МУП «Коммунальное хозяйство» Марсель Мурзабаев срочную служил в Афганистане.
Призвали 19-летнего студента механического техникума 16 апреля 1987 года, из Татвоенкомата отправили в Оренбург.
— Понял, что нам предстоит Афганистан, но я был не против, — говорит Марсель Ишмурзаевич.
Новобранцев привезли в учебный центр в туркменском Иолотани, где они получили специальность водителя. А затем транспортным самолетом доставили в афганский Кандагар.
И до августа 1988 года Марсель служил водителем в 70-й отдельной гвардейской мотострелковой бригаде. Сначала возил боеприпасы, продукты, а потом перевели на «точку Элеватор». На БТР-70 на подступах к Кандагару охранял проходящие транспортные колонны. В одном лице совмещал обязанности пулеметчика, наводчика, водителя. Однажды подорвался на растяжке.
— Вся жизнь пронеслась перед глазами — все 20 лет, с момента, как начал себя помнить. Раньше думал, что это просто слова — оказалось, правда.
В августе Мурзабаева перевели в Союз. Последний год служил в приграничном с Китаем районе.
— Нисколько не жалею, что служил в Афганистане. Отходил, правда, долго, —признает Марсель Ишмурзаевич. — Но все наладилось: семья, супруга, дети, работа — все в жизни сейчас хорошо.
«Девятый вал» Эдгара Филиппова
Художник, архитектор, член союза художников РФ Эдгар Филиппов служил на Тихоокеанском военно-морском флоте с 1987 по 1990 год. Да, в то время моряки служили по три года.
— Я учился на первом курсе художественного училища в Казани, когда пришла повестка. Мне хотелось попасть в ряды вооруженных сил — это было престижно для всех молодых ребят, — рассказывает Эдгар Александрович. — Меня провожали в армию однокурсники, друзья и родители из военкомата в пять утра 27 июня. Нашу команду привезли во Владивосток, в учебный отряд подводного плавания. Дедовщины не было, жили по уставу. Командиры у нас были бывалые моряки.
В роте моё умение рисовать раскрыли быстро, поручили написать копию картины «Девятый вал» Айвазовского размером 6 на 3 метра. Командиру понравилась картина — и я продолжил оформлять спортзал нашей части. После учебки дали отпуск, и я отправился из Владивостока домой в Зеленодольск. А после отпуска нас отправили на полгода в «автономку» на подводной лодке 641-К.
Мы, новички, прошли первое морское крещение. Оно состояло в том, чтобы поцеловать кувалду, обмазанную мазутом и подвешенную за переборки, при этом кувалда качается маятником. После этого откручивается плафон от светильника и наполняется забортной морской водой, примерно пол-литра, и это все должно быть выпито до последней капли. Думаю, каждый моряк прошёл через такую процедуру — что поделаешь, традиция!
Командир машины боевой
Руководитель Молодежного медиацентра «КиТв» в зеленодольском МЦ «Порт» Роман Раков служил в армии по контракту с июня 2005 по май 2008 года.
— Армия меня привлекала с детства. После школы поступал и в школу милиции, и в Высшее Уссурийское военно-командное училище. Но не удалось, и я выбрал для себя кардинально другое направление — творчество.
Закончил казанское театральное училище, и меня призвали в армию. Попал в учебную часть в Елани, что в Свердловской области. Завершив обучение, подписал контракт. Хотел попасть в радиотехнические войска: это и дополнительная специальность, и новые знания, да и просто интересно. Но попал в танковые, о чем не жалею. Первая встреча с 40-тонной техникой повергла в ступор. Сержанты еще в учебной части шутили, что это, как легковая машина, ничего сложного, только на дороге уважения больше.
Когда я первый раз сел на командирское место в танк, а служил я командиром боевой машины, думал, что, наверное, никогда не смогу изучить и запомнить все эти тумблеры, индикаторы и кнопки. Но когда с увлечением погружаешься в обучение, нет ничего невозможного.
Служба завертелась. Мне повезло с военной частью, с которой я подписал контракт. Нам давали настоящие знания, было много учений, полевых выездов, но самое увлекательное было, когда наш полк участвовал в армейских учениях. По их окончании вся техника выстроилась на Тоцком полигоне, края не было видно
— дух захватывало. И такую гордость за страну мы почувствовали!
И еще мне выпало участвовать в антитеррористических учениях вооруженных сил стран, входящих в ШОС (Шанхайская организация сотрудничества).
Это были веселые и интересные годы. Благодаря командирам я до сих пор помню и, наверное, с закрытыми глазами смогу найти нужный тумблер в танке Т72. Ну а с однополчанами до сих пор общаемся и даже создали общий чат в Ватсап, где вспоминаем интересные моменты, пережитые вместе, и делимся друг с другом своими успехами.
Экзамены сдавал в «дембельской» форме
Главный ветеринарный врач Зеленодольского района Физзать Фахрутдинов срочную службу проходил в Ракетных войсках стратегического назначения в 1983-85 годах.
— Призвали со второго курса, я учился в Буинском ветеринарном техникуме. Направили в Красноярск, я в школе еще получил права, поэтому в армии был водителем. Войска серьезные, строго было, без дедовщины. Редкие увольнительные проводили в Красноярске — кино, мороженое…
Климат в тех местах суровый, болел, конечно. Но родителей не беспокоил этим. Особая история в армии — письма. Их ждали, сами писали часто. Весной 1985 года Физзать Фахрутдинов демобилизовался. Вернулся как раз во время сессии. Так в форме и сдавал экзамены, и хорошо сдал — не забыл материал за два года службы.
Техникум закончил успешно, а потом и Казанский ветеринарный институт. Служба в армии не помешала получить высшее образование.
На вопрос не жалеет ли о годах «в солдатских сапогах», Физзать Имамутдинович отвечает:
— В те времена все служили, и мысли не было «откосить» от армии.
«Думал, что попал в рай...»
Срочная служба вызывает только теплые воспоминания у резчика и барда Виктора Макарова. Его двухгодичная служба проходила в Киргизии, городе Майли Сай, в 15 минутах от границы с Китаем.
— Служить я пошел с отсрочкой: сначала окончил художественное училище, со всеми пятерками по резьбе, и осенью 1986-го забрали. Зиму был в учебке на Украине, в городе Балта, а весной привезли на место службы. Открылись двери — и я подумал, что попал в рай, такой стоял аромат: цвело всё вокруг, медовый цветочный запах окутывал окрестности…
Должен был стать телеграфистом в войсках ВВС, но начальство, узнав о моей профессии, решило: художник в части нужней. Конечно, как и все, занимался строевой, летал в горы на вертолете, ходил в наряды, по кухне дежурил, на плацу занимался… А в остальное время — рисовал: плакаты, агитматериалы, рисунки, обрисовал всю часть. Так что воспоминания остались от службы самые теплые.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев