Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

Новости

Дарственная надпись царя и путепровод, возведённый в 1912 году: Краевед показал необычные места в Нижних Вязовых

Проплывая недавно на теплоходе из Москвы в Казань мимо Зеленодольска, я заинтересовался рассказом бортового экскурсовода о Нижних Вязовых. Подумал: «А почему бы нам не устроить экскурсию по этому посёлку?». Ведь он основан в 1555 году и там действительно есть что посмотреть! В помощь мы привлекли большого любителя истории родного края Владимира КОПНИНА.

До Нижних Вязовых удобно добираться на пароме, цена билета – 20 руб. с человека. Пятнадцать минут – и ты на противоположном берегу.

Вместе с Владимиром Петровичем проходим чуть больше сотни метров до тянущейся вдоль берега улицы Панфилова.

– А вы знаете, что до середины прошлого века названий улиц в Вязовых не было? – сразу удивляет краевед. – Когда в 1957-м наш рабочий посёлок обрёл официальный статус, эта улица получила и своё первое название – Большая Красная. Но в 1974-м по ходатайству Николая Коклюгина и Михаила Руднева ей присвоили имя жившего здесь Героя Советского Союза, генерала Алексея Панфилова.

Мы как раз сейчас с вами дошли до дома Михаила Фёдоровича. Он – участник двух войн, Гражданской и Великой Отечественной, замечательный краевед, о котором не так давно писала ваша газета. Александр Павлович Руднев, служивший на канонерской лодке «Кореец», которая сражалась вместе с крейсером «Варяг» против японской эскадры, похоже, приходился ему двоюродным братом.

В этом доме жил Александр Павлович Руднев

 

 

По уверению Владимира Петровича, именно с нынешней улицы Панфилова и пошёл весь посёлок.

– Раньше здесь было озеро Вязовское, а люди всегда селились рядом с водой. В летописи сказано: «Деревня Нове у Вязовых гор». Почему горы назывались вязовыми? Потому что высокий берег Волги на три версты в длину и две в ширину был весь покрыт вязом. Но в сильную засуху 1601-1602 годов большинство деревьев посохли: склон, почва каменистая, вот влага и не задерживается. Тогда эти земли были вотчиной свияжского Успенского монастыря, и архимандрит разрешил крестьянам рубить больной лес на дрова. Вот так все вязы у нас и извели, осталось только название на память.

Двигаемся дальше. Владимир Петрович показывает, где был местный базар: до революции оживлённая площадь, сейчас она вся заросла бурьяном. Позже недалеко отсюда поставили поселковый Совет. И это ответ на вопрос, почему Вязовые стали Нижними, а не Верхними – по представительству власти, находившемуся внизу.

Ещё дальше располагалась первая здесь земская школа, построенная в 1896 году. В ней учился Алёша Панфилов, но сейчас на месте школы жилой дом. К слову, будущий генерал из семьи староверов: шесть братьев, четыре сестры, Лёша – пятый ребёнок.

Ныряем в путепровод под железнодорожным полотном. Сооружение, прозванное местными «трубой», тоже историческое, возведено в 1912 году. В 1950-е, когда дорогу делали двухпутной, его расширили.

Поднявшись немного в гору, Владимир Петрович машет рукой в сторону частного подворья:

Слева на этой площадке когда-то и стояла первая деревянная церковь в Нижних Вязовых. Сейчас об этом уже ничего не говорит

 

 

– А вот здесь была деревянная церковь, построенная в правление Алексея Михайловича – даже с его дарственной надписью на царских вратах! Она простояла всего сто лет. К тому времени начали селиться на верхней террасе, возникли Верхние Вязовые, в посёлке появились состоятельные люди, и они на свои средства построили каменный храм, а этот за ветхостью разобрали.

С Венца открывается роскошный вид на Волгу и её заливы

 

 

Мы на Венце – так в посёлке называют площадку, с которой открывается роскошный вид на Волгу. Знаток истории рассказывает, что на этом месте его земляки назначали друг другу встречи, а потом шли на службу в храм. У нас возникает вопрос: откуда такое странное название? Ответ находим в Википедии: оказывается, венцами в народе называли не только девичьи головные уборы, но и высокие выступы правобережья Клязьмы, Оки и Волги!

Приехать в Вязовые и не побывать в творении архитектора Алексея Щусева (он, кто не знает, – автор Мавзолея Ленина), было бы неправильным.

Краевед-железнодорожник

 

Владимир Копнин – уроженец Нижних Вязовых. Будущий любитель истории всю жизнь проработал на железной дороге: водил тепловозы, был начальником резервной базы запасных локомотивов в Юдино. Его связывала дружба с местным краеведом Н.Е.Коклюгиным. Владимира Петровича часто приглашают выступать перед школьниками с лекциями по истории посёлка.

 

 

 

У часовни очень непростая судьба. Её должны были сдать ещё в 1914-м, но вмешалась Первая мировая война и стройка встала. Владимир Петрович утверждает, что до революции сооружение, уже тогда проходившее по документам как «царская беседка», должно было стать… водонапорной башней.

Уже была проложена труба от будущей водокачки к Волге, собраны деньги с населения для переоборудования. «Моя бабушка Наталья Артемьевна дала три рубля – большая сумма, между прочим, по тем временам». Но и этот проект из-за разразившихся событий 1917 года не был реализован. В итоге часовню уже в наше время достраивал зеленодольский предприниматель Вячеслав Богданов.

 

Виктор Юрченко (справа) хранит ключи от часовни

 

 

 

Реклама

К нам подходит с ключами Виктор Юрченко – когда-то охранник, а сейчас добровольный смотритель достопримечательности. Заходим внутрь: на улице жара, но в часовне прохладно и сыро. Владимир Петрович показывает, где должны были стоять насосы, а это достаточно глубокий подвал, сам похожий на резервуар для воды.

 

Вид с верхней площадки, на которой должен был стоять огромный бак для воды

 

 

 

Забираемся по лестнице на площадку, на которой должен был стоять огромный бак. Смотрим через разбитые окна на раскинувшиеся, словно на ладони, окрестности. Патриот своего посёлка, Владимир Петрович, рассуждает, как было бы здорово сюда проложить туристический маршрут.

Некоторые стёкла в окнах часовни, к сожалению, уже выбиты

 

 

Но это только мечты. Бесхозная по факту часовня потихоньку ветшает, в ней грязно и пыльно, а лежащие неподалёку фрагменты Романовского моста, которые тоже должны были стать приманкой для туристов, зарастают американским клёном.

 

Увы, фрагменты Романовского моста зарастают американским клёном

 

 

По всему видно, что с артефактами из прошлого не знают, что делать. Остаётся надеяться, что когда-нибудь им найдут применение, и этот дышащий историей участок зеленодольской земли станет предметом гордости всего района!

 

 

 

 

Что ещё можно посмотреть

 

Храм Живоначальной Троицы (возведён в 1735 году).

Кладка и архитектурные элементы основного здания дошли до нас в неизменном виде. По ним можно судить, как строили во времена одной из самых одиозных правительниц России – императрицы Анны Иоанновны.

 

 

Площадка, где в годы Великой Отечественной вой­ны стояла зенитная батарея для охраны моста через Волгу.

Сохранилась обваловка капониров. А управлялись с орудиями армейские девушки 18-19 лет!

 

 

Паровоз «Л-4519» на ж/д-станции.

Фото: yandex.ru

 

Памятник открыт в октябре 2015-го в честь 120-летия железнодорожного сообщения Казань – Зелёный Дол – Свияжск. Машина выпущена на Коломенском заводе ровно 70 лет назад – в 1952 году.

 

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса