Что показывает метеорологический зонд в верхних слоях атмосферы: Рассказывает аэролог Вязовской метеостанции
Больше двух лет на Вязовской метеостанции запускают метеорологические зонды, которые передают на землю данные о параметрах воздушных масс, располагающихся так высоко, что туда даже не залетают самолёты.
О том, что происходит в верхних слоях атмосферы, нам рассказал аэролог Вязовской метеостанции Андрей СЛЕСАРЕВ.
– Андрей Анатольевич, до какой высоты поднимаются зонды, что они измеряют, как долго «живут» и как часто вы их запускаете?
– Высота подъёма зонда в среднем составляет 30 километров – это стратосфера. В течение всего времени, пока поднимается аппарат, мы получаем от него данные по температуре, влажности, направлению и скорости ветра. Через часа два – два с половиной шар зонда, заполненный гелием, лопается и аппарат падает на землю. Зондирование проводим два раза в сутки.
– Бывает так, что на разных высотах ветер дует в противоположные стороны?
– Конечно, для того мы и проводим зондирование, чтобы определять на разных высотах смещение воздушных масс. Нередко при запуске зонда внизу дует восточный ветер, а на высоте 200-300 метров – уже западный. Буквально пары сотен метров хватает, чтобы направление изменилось на 180 градусов.
– На какой высоте дует сильнее всего?
– Ветры могут быть где угодно сильными, но в основном там, где тропосфера соединяется со стратосферой. Граница этого слоя гуляет в зависимости от времени года, зимой она ниже, летом – выше, но в среднем 9-12 километров. Максимальный ветер, который я фиксировал за два года работы, около 60 метров в секунду – это свыше 215 километров в час.
– Говорят, раньше у нас чаще дули ветры западного направления, а сейчас – восточного, особенно – юго-восточный, даже рыбаки жалуются, что когда дует из-за Волги, то рыба не клюёт. Изменилась роза ветров?
– Нет, по-прежнему в нашей полосе преобладают западные ветры: северо-западный, юго-западный, и тут ничего не поменялось. Вот и сейчас, пока мы с вами беседуем, дует с той же стороны. А отдельные случаи, о которых вы говорите, не влияют на общую картину.
– Какова температура воздуха на 30 километрах – там, где уже лопаются зонды?
– Минус 50-60 градусов по Цельсию, содержание воды на такой высоте очень низкое: относительная влажность воздуха составляет всего четыре-пять процентов.
– Как при таких низких температурах не замерзают батарейки, снабжающие зонд электроэнергией?
– Там установлен специальный химический аккумулятор, который при сильном охлаждении выделяет тепло, оно и подогревает элементы питания. Вся аппаратура отечественного производства.
– Сколько весит этот аппарат, а если он упадёт на кого-то?
– Вес зонда около трёхсот граммов. Но, во-первых, аппарат заключён в пенопластовую оболочку, а, во-вторых, вероятность этого крайне низка.
– Где обычно приземляются аппараты, были ли случаи обнаружения их людьми?
– У нас используются одноразовые зонды. Поэтому, после того, как они отрабатывают, мы прекращаем их сопровождение. Куда они падают – мы не знаем, всё зависит от направления и силы ветра. Хотя случаи обнаружения зондов бывали.
– Зонд, на котором, как вы сказали, моргает красная лампочка, имеет какую-нибудь маркировку? Как понять, что это не шпионская аппаратура с неба прилетела?
– На зонде указана его марка и порядковый номер, эти данные в обязательном порядке заносятся в наши журналы. Никаких номеров телефонов, (например, метеостанции) нет. Наверное, обычному человеку понять, что перед ним лежит, непросто, но догадаться можно. А если нам позвонить, то мы точно сможем ответить, наше это изделие или нет.
Начальник Вязовской метеостанции Елена Потапова перед запуском аппарата. Коробочка конической формы в её левой руке и есть зонд, которому предстоит подняться на заоблачную в прямом смысле высоту
И озоновый слой, и северное сияние
тратосфера – слой атмосферы, располагающийся на высотах от 11 до 50 км, плотность воздуха здесь в десятки и сотни раз меньше, чем на уровне моря. Именно здесь располагается озоновый слой, который определяет верхний предел жизни биосферы.
Озон образуется в результате фотохимических реакций наиболее интенсивно на высоте около 30 км, общий объём этого газа так невелик, что будь он сконцентрирован в одном слое, то при нормальном давлении толщина его составила бы всего 1,7-4,0 мм.
Именно в стратосфере под воздействием солнечного излучения происходит ионизация газов, из-за чего возникают северные сияния, зарницы и другие свечения.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев