Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

Большая утрата для города: ушёл из жизни патриарх зеленодольского судостроения Станислав Руденко

Станислав Руденко – патриарх зеленодольского судостроения, талантливый инженер, конструктор, изобретатель, доктор технических наук. 20 мая он ушёл из жизни – это большая утрата для Зеленодольска, ведь такие люди – золотой фонд города!

Рассказать о Станиславе Александровиче спустя дни мы попросили друга, коллегу, с которым они вместе работали в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро, заслуженного изобретателя РТ Гурия ДАДАЕВА.

 

 

Сильный характер 

 

– Гурий Александрович, вы хорошо знали Станислава Руденко. Вспомните какие-то моменты, характеризующие его.

– Станислав Александ­рович любил спорт, бегал марафоны, участвовал в шахматных турнирах, проявлял спортивный характер. Расскажу случай во время нашей работы в ГДР. Балтийское побережье, земля Мекленбург-Передняя Померания. Немецкий инженер Клаус Юрген Пойкерт, с которым мы подружились, пригласил к себе в гости. Дорога к нему домой – 10 км на поезде.

Станислав Александрович говорит: «Я не поеду с вами на поезде, побегу по дороге, а вы привезете мне одежду». И вот мы с Эмилидом Терентьевичем Пасечником приезжаем на поезде, подходим к берегу и видим Станислава Александровича. Он в спортивных трусах, весь синий от холода, ждёт свою одежду. Слишком рано прибежал, но при этом ничуть не пожалел, что решился на пробежку. Руденко не боялся трудностей, преодолевал их, умел мобилизовать себя.

 

– А каким он был по характеру?

– Глубоко порядочным человеком: не лукавил, не хитрил, не обманывал. Характер его был своеобразный, он знал себе цену, был строгий руководитель, сдержанный человек. Но вместе с тем, с очень тонкой эмоциональной организацией души (те, кто читал его сонеты, поймут меня). Неторопливый, обстоятельный, он делал всё обдуманно, взвешенно. 

 

 

Дружба через десятилетия

 

– А как вы познакомилась, что вас объединяло?

– Еще в 1961 году. Жили в одном доме на улице Татарстана, 22. Вместе ходили на работу в ЗПКБ, общались в свободное время, дружили семьями. Наши дочери Марина и Лада – хорошие подруги. Когда я овдовел, его жена Виктория Николаевна помогала моей дочке. Станислав Александрович был хорошим отцом, дедом и настоящим мужчиной. Он мужественный человек, награждённый медалью «За спасение утопающих».

Очень любил лес, ходил за земляникой, за грибами, просто подышать лесным воздухом. Мы ездили в марийские леса: за грибами в Суслонгер, за черникой и земляникой в район Яльчика и Глухого. Купались на озере Яльчик. Зимой с детьми ходили на городской каток. Он любил коньки, до самой старости выходил на лёд.

Часто вместе бывали в командировках, в Германии жили с ним в одной квартире в городе Вольгаст. Когда он создавал свой первый тримаран, я конструировал привод к гребным винтам. 

 

– А делился какими-то деталями из своей биографии?

– Он родился 27 апреля 1930 года в Херсонской области, в детстве был в оккупации – и никогда не вспоминал об этом, тема оккупации была для него табу. Получив диплом Николаевского кораблестроительного института, был направлен в Зеленодольское ПКБ. Приехал в 1955 году в Зеленодольск, через пять лет стал заместителем главного конструктора заказа 204. Ещё через пять лет назначен начальником архитектурно-проектного отдела. Станислав Александрович проработал в бюро 67 лет, вырос до главного конструктора проектов. Он всегда был общественником, много лет являлся редактором стенгазеты ЗПКБ, был первым председателем совета трудового коллектива бюро.

Часто новости сообщал мне по телефону. В 1985 году Станислав Алек­санд­рович звонит мне: «Я защитил кандидатскую диссертацию». Хорошая новость! Звонок в 2005-м: «Я стал доктором технических наук». Я всегда искренне радовался за друга.

             

 

Немцы называли его «Адмирал»

 

– Расскажите, как вы работали вместе за границей.

– С 1978 по 1991 годы Станислав Александрович оказывал содействие в проектировании кораблей в Польше, Румынии, ГДР, Югославии. Был главным конструктором по созданию ряда зарубежных проектов. В Германии мы с ним работали на Пеене-верфи, жили в курортной зоне, рядом остров Узедом. В годы войны с этого острова совершил побег из фашистского плена лётчик Михаил Девятаев. Кстати, мы встречали Девятаева, общались с ним в 1979 году, когда он приезжал на 30-летие образования ГДР.

Руденко помогал немецким коллегам в проектировании и постройке кораблей проекта 133. Немцы с 1980 по 1985 годы сдали своему флоту 16 кораблей.

Как теоретик, специалист он был самый сильный. Немцы видели это. Вот один пример: на испытаниях корабль перестал слушаться руля, стал неуправляемым. Председатель комиссии испуганно кричит: «Прекратить испытания!»

«Спокойно, ребята – это брочинг!» – говорит Руденко. Брочинг – захват волной, потеря управляемости и самопроизвольный неуправляемый разворот судна к волне.

«Что делать?» «Просто изменить скорость: прибавить или убавить», – поясняет конструктор. И всё стало нормально. Руководитель комиссии облегченно вздохнул. Все немецкие коллеги просто боготворили его, как специалиста, именно поэтому они уважительно называли его «адмирал». 

Немцы обижались, что им предлагают устаревшие проекты, Руденко выкручивался, оправдывался, как мог. Но всё же надо признать, мы сделали отличный заказ: опыт и знания С.Руденко помогали создавать удачные корабли. Станислав Александрович награждён немецкой медалью «Братство по оружию». Кстати, на головном заказе 133.1 побывал главком ВМФ СССР С.Горшков и принял решение о заказе таких кораблей для советского флота. Советский Союз получил 12 кораблей пр.133.1М, среди них есть корабль, которому в 2004 году присвоено имя «Зеленодольск».

 

 

Изобретатель

 

– В 1973 году Станислав Александрович окончил аспирантуру ЦНИИ им. академика Крылова в Ленинграде. Он – автор 21 изобретения, в том числе – инновационной архитектурной схемы судна-тримарана, имеющего ряд преимуществ по мореходности и ряду других свойств перед однокорпусными судами типа «Ноев ковчег». С 1999 года он – главный конструктор многокорпусных кораблей. В последние годы он продвигал свой проект, ездил в Москву, выбивал средства. Его поддерживали в ЦНИИ Крылова и военные моряки, для ЗПКБ тоже важна была научая деятельность доктора наук Руденко, чтобы сохранять статус научной организации.

Его имя включено в книгу «Судостроение России. Биографическая энциклопедия», он награждён медалями «300 лет Российскому флоту» и «Ветеран труда».

 

Автор сонетов

 

– Знаю, что Руденко – поэт, автор нескольких «венков сонетов» – довольно сложного жанра поэзии…

– Станислав Александ­рович писал интересные стихи. Он подарил мне свой сборник стихотворений. Вот строки, как мне кажется, характеризующие его.

 

 

Перенося лишенья, неудачи,

Во имя справедливости вершин,

Наивно честный рыцарь из Ламанчи

Возвышенные подвиги вершил.

Не покосила общества устои

Самоотверженная доброта,

Свернула шею старого ковбоя

Благотворительная суета.

И все же исстари до наших дней

Без донкихотов был бы мир бедней.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев