Беспокойное сердце Бориса Бутомы
В последнюю субботу июня наша страна отметит День кораблестроителя
Одним из тех, кто внёс весомый вклад в развитие этой отрасли, был бывший директор завода имени А. М. Горького, а впоследствии министр судостроительной промышленности СССР, Борис Евстафьевич Бутома.
Борис Бутома родился в 1907 году в Порт-Петровске (ныне г. Махачкала в Дагестане). Трудовую деятельность начал в 13 лет токарем в Севастополе. После окончания Ленинградского кораблестроительного института по распределению был направлен во Владивосток. Работая на «Дальзаводе» и проявив свои лучшие деловые качества и организаторские способности, он за короткое время прошёл путь от мастера до начальника отдела предприятия.
Назначение
В конце 1944 года Бориса Евстафьевича перевели в Зеленодольск на должность главного инженера завода № 340. А уже в июне победного 1945-го он стал директором нашего предприятия.
В фондах музея боевой и трудовой славы завода имени А. М. Горького хранятся несколько документов, рассказывающих о первых месяцах пребывания в Зеленодольске Бориса Бутомы и его близких. Поначалу семью Бориса Евстафьевича поселили в «Полукамушках», в доме № 11 по Красному переулку. В письме к своему хорошему знакомому он писал об этом следующее:
«Сегодня вечером Инга (дочь — прим. Д. Егоровой) впервые поднялась с постели (по приезду в город, она сильно заболела), вьётся возле меня и хочет Вам написать письмо. Жорик (сын — прим. Д. Егоровой) сидит за алгеброй, а в глазах у него лыжи и мысли его в соседнем лесу на снежной тропинке. Аня (жена — прим. Д. Егоровой) только что накормила нас свежими щами со свининой и блинчиками с мясом (для Инги были приготовлены блинчики из творога) и сейчас наша хозяйка собирает чай.
Пока ещё не устроились. Живём в одной комнате (паровое отопление есть, вода идёт раз в день с 7 до 8 утра). Никаких продуктов с завода ещё не получал, денег тоже...».
Чуть позже семья Бориса Бутомы переселилась в одноэтажный деревянный дом на улице Почтовой у Динамовского спуска. О жизни в этом тихом уголке Зеленодольска в 2011 году поделилась в своём письме дочь Бориса Евстафьевича — Инга:
«Вокруг дома, где мы жили, был большой сад. Там мама занималась цветами. Был также огород, на котором мама даже вырастила баклажаны — первые в городе.
Были у нас цыплята, которых по очереди воровал соседский кот, к нашему горю. И большой пёс — немецкая овчарка.
В Зеленодольске я пошла в первый класс. В школу ходила через горку, мимо водокачки. И хорошо помню первую учительницу школы № 3 Фёдорову Римму Васильевну.
Папу мы видели редко, он сутками пропадал на заводе. Часто ездил в Москву, в министерство пробивать разные вопросы...».
Человек дела
Интересные воспоминания о трудовых буднях Бориса Бутомы на «Красном металлисте» оставил бывший главный диспетчер завода Владимир Нестерович Полушкин. Он, в частности, писал:
«Запомнилась первая встреча с Бутомой в кабинете директора. Возбуждённый, распахнув дверь, он, не доходя до стола, короткими, громкими и весьма энергичными фразами заявил Евгению Васильевичу Товстых, что на заводе он будет только главным инженером, которого обязаны слушаться все, кому это положено, а палкой в руках демагогов он быть не собирается. На успокаивающие жесты директора, не успевшего сказать ни слова, Бутома не реагировал и, круто развернувщись, также стремительно выбежал из кабинета, хлопнув дверью. Е. В. Товстых сокрушённо развёл руками — вот, мол, поработайте с такими горячими людьми, и, взяв телефонную трубку, позвонил председателю завкома о том, что одну комнату в бытовках кузнечного цеха придётся отдать под парикмахерскую, так как этого категорически требует главный инженер.
Дело в том, что Б. Е. Бутома, приступив к своим обязанностям, несмотря на трудности военного времени, сразу обратил внимание на то, что большинство руководящих работников цехов и отделов имеют весьма неприглядный вид — в пылу работы перестали следить за своей внешностью...
И первое, что решил и сделал на заводе Б. Е. Бутома, это открыл парикмахерскую и привёл в надлежащий вид всех больших и малых руководителей заводского коллектива. Парикмахерская на заводе была оборудована в течение пяти дней. Вскоре многие руководители стали носить чистые белые воротнички и галстуки, как в довоенное время, хотя сам Бутома ещё долго ходил в рабочем ватнике.
Стиль работы Бориса Бутомы резко отличался от стиля Евгения Товстых...
Борис Евстафьевич, ещё в должности главного инженера, львиную долю своего времени отдавал судостроительной части производства, постоянно пропадая в затоне, на стапелях и судостроительных цехах, предоставляя другим специалистам заниматься прочей «мелочью».
Обладавший громадной энергией и личной убеждённостью в правоте своих суждений, он, опираясь на большой и разностороннний опыт и свою организационную одарённость, разговаривал с людьми на производстве без обиняков, резко, чётко и прямо, не стараясь выбирать выражения. Его порывистые манеры и жестикуляция могли даже напугать собеседника.
Резкий, взрывной характер Бориса Евстафьевича Бутомы был прямой противоположностью характера Евгения Васильевича Товстых, спокойного и добродушного, но они гармонично дополняли друг друга, что способствовало созданию исключительно хороших и правильных взаимоотношений между всеми людьми, работавшими тогда на заводе...«.
Завершить небольшой рассказ о пребывании семьи Бориса Бутомы в нашем городе хочется словами из письма дочери Бориса Евстафьевича — Инги:
«Хотя в Зеленодольске мы прожили совсем немного, с 1944 по 1948 гг, вспоминал папа завод имени А. М. Горького с огромной любовью. Видимо, оставил там он значительную часть своего беспокойного сердца».
Диляра Егорова, заведующая музеем завода им. А. М. Горького
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев