Арина Седова, ученица 6 Г класса школы №15: Война в судьбе моей семьи
Мы не видели войны, но мы знаем о ней. Ведь страшная весть о начале войны, ворвавшаяся в дома наших прадедушек и прабабушек, наших земляков, сначала напугала, а затем сплотила их. Она заставила совсем еще неокрепших юношей и отцов многодетных семейств уйти на войну. Не стала исключением и моя семья
Два моих прадеда не вернулись с войны.
Дедушка моего отца Прокопий Терентьевич Хренов, 1907 года рождения, ушел на фронт в первые дни войны. К сожалению, мы, его внуки и правнуки, не услышали от него рассказов о войне, о сражениях, ведь уже в сентябре 1941 года моей прабабушке Екатерине Лукиничне в деревню Кулабердино Кайбицкого района пришло страшное письмо, где было написано, что прадедушка пропал без вести при переправе через реку Днепр. Оно хранится в семейном архиве и по сей день.
Дядя моей бабушки Николай Гаврилович Морозов был призван служить в Советскую Армию 8 апреля 1941 г. Он был еще молодым двадцатилетним юношей, не успевшим даже жениться и завести детей. К великому нашему горю, он так и не узнал об окончании войны, о победе над фашистами, потому что в июле 1943 года пропал без вести.
Дедушка моей мамы Александр Егорович Варламов, уроженец деревни Русское Азелеево Зеленодольского района, ушел на войну в 1941 году. По состоянию здоровья его отправили не на фронт, а заготавливать лес в маленькую деревеньку близ Казани. Это была очень тяжелая работа. Прабабушка рассказывала, что она по четыре дня добиралась до этой деревеньки пешком, чтобы отнести хоть немного еды прадеду.
Когда после первых военных лет наша страна понесла огромные человеческие потери, то прадедушку тоже отправили на фронт. Это был уже 1943 год. Александр Егорович освобождал блокадный Ленинград. Но даже после Победы прабабушка не увидела своего мужа. Невозможно даже представить волнение прабабушки, которая не знала, жив ли ее муж. Но она дождалась его. Он вернулся лишь в сентябре 1945 года, побывав еще на одной войне — между Советским Союзом и Японией. Умер прадедушка в 1985 году, он делился с близкими воспоминаниями. Я же видела прадедушку лишь на фотографиях, но читала его фронтовые письма. Еще у нас сохранились медали и часы с гравировкой «Освободителям блокадного Ленинграда», которыми его награждали уже после войны.
«Все для фронта, все для победы!» — женщины и подростки стали главной силой, трудившейся на заводах и фабриках, на полях. Мой прадедушка Иван Иванович Седов во время войны жил в Свердловске. Он работал почти без отдыха в «горячем» цеху, где плавили сталь, чтобы изготавливать из нее танки, орудия для фронта. Он прожил недолгую жизнь, так как потерял здоровье.
По-фронтовому трудились женщины и дети на селе. Моя прабабушка Людмила Романовна Морозова, 1931 года рождения, встретила начало войны в некогда существовавшей деревне Агишево. Бабушка признавалась, что ей очень страшно вспоминать начало войны. Все ее подружки провожали на фронт отцов, а ей было некого провожать — отец погиб еще до войны. И ее мать растила одна пятерых детей. Бабушка говорит, что они ни за что бы тогда не выжили, не дотянули до Победы, если бы не их родимая коровушка. Чем бы мать кормила детей, если бы не корова? Она за нее держалась, как за спасительную соломинку. Хотя, как признавалась бабушка, молока они почти не видели, разве чуточку мать им выделяла, чтобы суп забелить, который варили из травы. Практически все молоко, масло и сметана шли на продажу... Рассказывала бабушка, как приносили с поля старую замерзшую картошку, как старательно выдавливали из нее крахмал и делали лепешки. Вот такая была еда, но и ее не хватало...
А какая тяжелая была работа! Чтобы снабжать фронт, приходилось очень много работать в поле. Бабушка говорила, что они, девчонки, вспахивали поле на быках, так как почти всех лошадей забрали на фронт. Это была не только тяжело, но и опасно: бык мог поднять на рога пашущего.
Немало трудностей выпало на долю еще двух прабабушек, Александры Никитичны Варламовой и Екатерины Лукиничны Хреновой. Обе прабабушки работали в колхозе. По вечерам вязали шерстяные носки и рукавицы, вышивали кисеты и носовые платки. Все это они отсылали на фронт. Их отправляли копать окопы, так как готовились и к тому, что линия фронта дойдет и до Татарии.
Сколько чувств, сколько надежд уничтожено войной. Так хочется верить в мирное небо над головой, в спокойное будущее, в яркое солнце, в радостные и счастливые дни без слез, потерь и разлук.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев