Послание в серговской гильзе: Поисковики нашли под Петербургом снаряд, в котором свыше 75 лет хранилась девичья записка
Уникальный случай, возможно, единственный в своём роде, произошёл в лесах под Санкт-Петербургом весной 2019 года. Поисковики нашли в неиспользованном снаряде записку, запечатанную заводчанами в гильзу. У этого послания не было ни малейшего шанса быть кем-то увиденным и, тем более, прочитанным. Ведь будь использован боеприпас, от бумажки не осталось бы следа. Но судьбе было угодно распорядиться иначе. Может, чтобы письмо прочитали потомки…
В конце прошлого года с нами связалась жительница Санкт-Петербурга, журналистка Лариса Шашкова. Она рассказала, что в ходе экспедиции «Волховский фронт. Весна-2019» поисковики, работая в Кировском районе Ленинградской области, нашли сенсационный артефакт:
– В этих местах в 1942-1943 годах была настоящая «мясорубка». Здесь проходила кровопролитная Мгинская наступательная операция, начавшаяся 22 июля 1943-го и продлившаяся чуть больше месяца. Задача была – не дать немцам после осуществлённого ими прорыва заново замкнуть кольцо блокады вокруг Ленинграда. А красноармейцы сорвали план. В этом квадрате лес буквально нашпигован военным железом: каски, осколки снарядов, колючая проволока… Во время этой экспедиции были обнаружены и останки пятидесяти одного красноармейца.
И вот, когда экспедиция уже подходила к концу, в районе урочища Вороново и озера Барское металлоискатель «подал» знак. Начали копать: из земли показалось несколько неиспользованных артиллерийских 45-миллиметровых снарядов, у одного из которых оказалась треснутой гильза. Сквозь щель ребята заметили краешек бумажного листочка. Чуть позже выяснилось – это записка, которая каким-то чудом сохранилась среди картонных призм-уплотнителей для пороха.
Мы связались с питерским поисковиком Анатолием Шушуриным, обнаружившим находку. Он рассказал, что снаряды лежали в траншее, вырытой на небольшой высотке, всего неиспользованных боеприпасов было около десяти штук. Послание в гильзу заложили работницы снаряжательного цеха. На технологической бумаге карандашом они написали: «Рабочие призм Егорова Клавдия Ивановна, Петрова Мария Яковлевна, Погорелова Вера, Дереушева Катя, Варнавская Галя Т., Зенина Антонина Романовна, Таринова Мария. Нистиренкова Зоя окончательный контроль. Все Стахановцы. Выполняют три нормы в день».
Уникальную находку прокомментировал руководитель регионального отделения «Поискового движения России» по Санкт-Петербургу Илья Дюринский: «Труженицы тыла отправили своё послание, по сути, в никуда. Ведь после выстрела из пушки записка должна была исчезнуть. Вероятность, что её кто-то прочтёт, нулевая. Эта записка, должно быть, единственная в своём роде, по крайней мере, мы таких никогда не находили. Я слышал, что в 50-60-ые годы совершенно в другом месте в большой гильзе находили обрывок послания, а тут целое письмо в будущее!».
Во время одной из таких раскопок поисковики извлекли снаряд с запиской
По маркировке на гильзе «184» несложно было установить, что её выпустили на заводе им.Серго. Сначала поисковики решили, что весь снаряд был собран в Зеленодольске, почему к нам и обратилась за помощью наша коллега из Санкт-Петербурга. «Поиски написавших записку работниц с помощью зеленодольских журналистов закончились ничем, – констатирует Илья Дюринский. – Лариса Шашкова предполагала, что женщины жили в окрестностях Зеленодольска, и мы сконцентрировали своё внимание на номере завода, выбитом на донце гильзы. Потом сообразили, что снаряжать выстрелы могли не на заводе, а на любой артиллерийской снаряжательной базе, были даже базы-поезда, номера которых отпечатывали краской в квадратной рамке на боковине гильзы».
Дальнейшее исследование показало: боеприпас родом из Удмуртии. Нашли даже родственников нескольких женщин, чьи фамилии указаны в записке, а те, в свою очередь, предоставили фотографии трёх стахановок, выдававших в грозные сороковые по три нормы в день.
Конечно, нам, зеленодольцам, немного жаль, что записка оказалась написанной не нашими землячками, но гильза, в которой она лежала, всё-таки серговского производства. И это не подлежит сомнению!
А какова же судьба записки? Анатолий Шушурин рассказал, что её передали в музей села Пугачёво Малопургинского района Удмуртии (это в 10 километрах от Агрыза), где располагалась та самая снаряжательная база. К слову, в селе доживает свой век 96-летний аксакал, и он помнит почти всех тогда ещё молоденьких девчушек, обессмертивших свои имена в снаряде-послании.
Ко Дню победы ценную находку решили переместить в столицу республики Ижевск – в музей, названный именем великого российского оружейника Михаила Калашникова. Чтобы как можно больше людей узнали, что Победа ковалась не только на полях сражений, но и в таких населённых пунктах, как Пугачёво и Зеленодольск. Что благодаря труду девчонок из удмуртской глубинки стреляли пушки, изгнавшие оккупантов с нашей земли.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев