"Место службы – «Дорога жизни»": Ветеран-блокадница поделилась трагическими моментами фронтовой жизни
С пожелтевшей черно-белой фотографии на нас смотрит девятнадцатилетняя Клава Прокофьева в солдатской форме. Война еще идет, до Победы - долгих два года…
Предвоенное детство прошло в Айше, в семье сельских тружеников Ивана Прокофьевича и Марии Васильевны. Шестеро детей, Клава младшая. Но пришлось стремительно повзрослеть, как только в страну пришла беда. Юную Клаву вместе с другими десятиклассниками в феврале призвали в армию. Вначале, правда, обучили на двухмесячных шоферских курсах - на водителей грузовых " полуторок". Потом отправили на Волховский фронт.
Фронтовая жизнь началась для девчат неожиданно: офицер, приехавший за водителями, решил не брать их на тяжелую военную работу - грузовик на фронте это не сегодняшняя фура с удобствами, да к тому же всегда под прицелом. Несостоявшегося водителя Клаву переобучили и направили начальником регулировки поста на Ладожском озере ("Дорога жизни"), где она и закончила войну в августе 1945 года.
Как служилось, на этот вопрос Клавдия Ивановна отвечает в своих воспоминаниях:
- Регулировщица на "Дороге жизни" – это почетно и очень ответственно. От меня зависела четкая работа по пропуску через переправу машин, поставлявших продукты питания, оборудования, боеприпасы для нужд Советской Армии. Фашисты постоянно бомбили переправу, было страшно. А еще холод и пронизывающие ветра. Были и «свои», пытавшиеся без очереди пройти этот короткий путь, связывавший Ленинград с Большой землей...
Танковая колонна чуть не из двадцати танков однажды подошла вплотную к мосту, по которому было приказано пропускать только легковые машины и людей. На Клаву, поднявшую красный запрещающий флажок для командира, двинулся танк: «Уйди с дороги, малявка, задавлю!». Она пятилась к мосту, так и не опустив своего флажка.
Каждый на войне выполнял свой приказ. Наверное, и танковой колонне надо было явиться вовремя, а лучше - пораньше. Это была жестокая правда войны. Но и отступать без приказа было равносильно гибели: за это могли наказать вплоть до смерти.
Таких случаев во фронтовой биографии нашей землячки было немало. Но больше всего старается забыть Клавдия Ивановна множество виденных ею смертей и картины разрушений, оставленных налетами фашистских самолетов...
По нашим меркам, война для этой женщины продолжалась не так долго - два года. В 21 год ее жизни началась мирное время, но до сегодняшнего дня (а Клавдии Ивановне сейчас девяносто шесть лет) те впечатления и военный опыт порой не дают уснуть. Как и болезни, полученные на холодном ветру Ладожского озера.
После демобилизации работала инспектором в отделе гособеспечения в Юдино, в
Клавдия Ивановна Прокофьева (Лобачева) награждена Орденом Великой Отечественной войны II степени, многими медалями и значками. По нашим меркам, война для этой женщины продолжалась не так долго - два года. В 21 год ее жизни началась мирное время, но до сегодняшнего дня (а Клавдии Ивановне сейчас девяносто шесть лет) те впечатления и военный опыт порой не дают уснуть. Как и болезни, полученные на холодном ветру Ладожского озера...
Людмила Сидорова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев