«Всегда первый!»: 90-летие отмечает почётный гражданин Зеленодольска Хамит Кирамович Хайрутдинов
О нём в СМИ писали не раз. В «Зеленодольском правде» выходило несколько интервью. Хамит Кирамович Хайрутдинов, в прошлом первый секретарь горкома партии и глава Зеленодольска всегда был открыт для журналистов.
Одну публикацию, 2014 года, нам предоставила Ирина Халитова (Федорова), тогда она работала в газете «Республика Татарстан», а начинала свой путь в журналистике на зеленодольском телевидении. А часть второй – о любимой супруге – мы публикуем из архивов нашей газеты.
...Хамит Кирамович сам спустился с третьего этажа, чтобы открыть дверь подъезда дома. Дома на улице Ленина в Зеленодольске, в котором живет с того самого времени, как его назначили первым секретарем Зеленодольского ГК КПСС. Радушно распахнул дверь, а потом легко поднялся на свой этаж. Говорили мы долго, вспоминая общих знакомых, события из жизни города. Низкий раскатистый голос моего собеседника то трепетал от горьких воспоминаний, то теплел — от приятных, и даже дрожал — от переполнявших душу чувств.
Случайно и навсегда...
В Зеленодольске он, как сам считает, оказался случайно — партия готовила его к работе в совершенно другом районе, но задержался на посту на 12 лет: с ноября 1983-го по апрель 1996-го.
— На первом совещании, которое я проводил в администрации, начальник милиции докладывал, сколько человек задержали на проходной хлебозавода — люди украдкой выносили оттуда хлеб. Да, тогда в магазинах даже его не хватало, очередь за продуктами занимали в два — три часа ночи, — вспоминает Хамит Кирамович. — Ситуация стала налаживаться, когда сменили руководителей на хлебозаводе и молокозаводе.
Перед ним стояла главная задача — накормить народ, снять напряжение. И новый первый секретарь постепенно взял ситуацию под контроль.
В те годы в почете были командные методы руководства — вызвать на ковер, пропесочить, накричать, не стесняясь в выражениях. Довольно часто это происходило на совещаниях в присутствии всего районного и городского руководства. И когда на место жесткого и резкого партсекретаря пришел человек, который и совещания-то проводил только по необходимости, а не для галочки, не «стружку снимал», а обозначал проблему, помогал решить ее, многие в районе подумали: слабый, долго не продержится.
— У Хамита Кирамовича был свой почерк руководителя. Работая в жестких условиях общекомандной партийной системы, он не прогибался под общепринятые нормы руководства, всегда имел собственное мнение и находил правильное решение. Он не читал нотаций, не воспитывал, не уничтожал подчиненных морально, чем грешили тогда многие руководители. Это только потом стало ясно, что его стиль руководства — стиль из будущего: тактичный, выдержанный, целеустремленный, — рассказал нам позднее о годах совместной работы в Зеленодольском районе председатель Центральной избирательной комиссии РТ Экзам Губайдуллин. — Я многому научился у этого человека, за плечами которого более сорока лет преданного, честного и бескорыстного служения народу.
А Хамит Кирамович продолжает вспоминать:
— Это советская власть из меня человека сделала. Я ведь старшим ребенком был в нашей многодетной семье, практически все детство в лаптях пробегал. Семилетку окончил с похвальным листом. И родители решили, что именно я из семерых детей должен получить хорошее образование — собрали меня и отправили поступать в Мензелинский педагогический техникум. Учился успешно, но в последнюю сессию сдал на тройку физику — и остался без стипендии. А значит — без средств на жизнь. Оставил техникум и устроился на работу пионервожатым в школу. А осенью 1953-го призвали в армию.
Хамит Кирамович Хайрутдинов неоднократно избирался народным депутатом Республики Татарстан и местных Советов народных депутатов. Его труд отмечен орденом «Знак Почета», многими медалями, значком «Отличник народного образования», Почетный гражданин города
Ташкент — город хлебный
— Служил в Ташкенте, в отдельном полку связи, — с улыбкой рассказывает Хамит Кирамович. — Только там впервые узнал вкус белого хлеба и сливочного масла. Не раз звали остаться на сверхсрочную — я считался среди сверстников самым образованным.
И вот накануне нового 1957 года он вернулся в Мензелинский район, откуда и призывался. И жизнь завертелась — секретарь сельсовета, потом второй секретарь райкома комсомола в Сармановском районе, затем первый секретарь, спустя два года возглавил колхоз. Потом на молодого и перспективного хозяйственника с организаторской жилкой обратила внимание партия. Вскоре он стал слушателем Высшей партийной школы.
В семейном альбоме наряду с фотографиями хранятся три карманных календарика, в которых слушатель ВПШ Хайрутдинов отмечал каждый день своей учебы.
— Проходит восемнадцать дней — еду к семье. И так все два года — с сентября 1973-го по июль 1975-го, — вспоминает Хамит Кирамович.
Нижнекамский трамплин
Сразу после окончания партшколы Хайрутдинова направили в Нижнекамск. Пять лет работы в этом городе вторым секретарем горкома партии Хамит Кирамович вспоминает с особой теплотой — и за богатый опыт, и за ту команду, в которой довелось работать.
— Там была та база, которая подготовила меня для работы в Зеленодольске.
Из характеристики
«Приоритетным в деятельности Хайрутдинова Х.К. была забота о человеке. В годы его работы был открыт дом-интернат для инвалидов и престарелых, построены новые корпуса туберкулезного санатория «Обсерватория», жилой дом ветеранов в городе. Сотни семей беженцев и вынужденных переселенцев нашли приют в Зеленодольске...»
«Ты нужен городу!»
Зеленодольску он отдал большую часть жизни, поднял сельское хозяйство, построил целый микрорайон Мирный, школы, больницы, спортбазу. И до сих пор уверен: ему не хватало двух высших образований, чтобы на равных общаться с этим интеллигентным и интеллектуальным городом.
— Огромные оборонные заводы, крупные промышленные предприятия, проектно-конструкторское бюро! А какой директорский состав работал в наших школах! До сих пор с некоторыми директорами поддерживаю теплые отношения, — с гордостью говорит Хамит Кирамович. — Не стыжусь ходить по улицам города. Мужчины, узнавая, приветствуют, а вот женщины обнимают и уговаривают: «Возвращайся, Хамит Кирамович, на свою работу, ты нужен городу». Конечно, это приятно слышать.
Гордится Хамит Кирамович и своей зеленодольской командой, тем, что никто в жизни не потерялся — Экзам Губайдуллин, Алексей Манонин, Сария Сабурская, Нина Киркина, Анатолий Березинский и многие другие, с кем работали и держали высокую планку Зеленодольска.
Сегодня поздравить юбиляра придут самые близкие соратники, друзья, ученики — те, кто ценит его бесконечную скромность, кто благодарен судьбе за счастье знать этого человека.
Ирина ХАЛИТОВА, «Республика Татарстан»
Крепкий тыл
«...Те, кто знаком с Хамитом Кирамовичем близко, знают его как любящего и нежного супруга, отца и деда.
Вообще для него семья, взаимоотношение супругов — это основа и главная педагогическая наука в воспитании детей. Уважение к старшим, бережное отношение друг к другу, патриотизм и национальная гордость — все идет от отца и матери.
Свою любовь, молодую акушерку Тавису, только что окончившую Елабужское медучилище, он встретил, когда вместе с комсомольцами рыли траншеи для проведения водопровода на молочно-товарную ферму. Секретарь райкома комсомола Хайрутдинов обратил внимание, что девушка легко одета и принес ей брезентовую накидку и рукавицы. Это было весной, а на Новый год молодые сыграли свадьбу.
Тависа Гариповна взвалила на свои плечи всю тяжесть домашних забот, потому что сразу стало ясно — для мужа на первом месте работа. А ее дело — быть рядом, разделять все радости и горести, делать все, чтобы дома был уют, покой и понимание.
«С женой мне повезло, — признается Хамит Кирамович. — Она — мой надежный и крепкий тыл. Все мои успехи — это в полной мере и ее успехи».
Ирина НОВИКОВА, «Зеленодольская правда». 2009 год
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев