Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Общество

В Зеленодольске 50-х такси не роскошь

Российское, а следом и татарстанское правительство решили цивилизовать таксомоторные перевозки, объявив «бомбилам» войну. Перемены коснутся и зеленодольского такси. Нынче исполняется 55 лет, как в нашем городе появилась эта служба пассажирских перевозок.

Вот как об этом писал «Зеленодольский рабочий» в феврале 1956 года: «На улицах нашего города появились автомобили «Победа» с характерной шахматной полоской по кузову. Это - легковые такси». И дальше рассказывается, как автотранспортная контора (так тогда называлось пассажирское автохозяйство) получила с Горьковского автозавода первые три машины. Их стоянки располагались на Госбанке и у станции Зеленый Дол. Стоимость проезда составляла полтора рубля за километр, что при тех ценах и той бедности было немало. Однако автор утверждает, что такси пользовались большой популярностью.
Но вскоре восторг сменился разочарованием. Спустя пять месяцев корреспондент Н.Кацман писал, как в восьмом часу вечера три женщины, попавшие под дождь, пожелали добраться на такси до клуба Парижской коммуны (сейчас на этом месте профилакторий «Волга»). Долго стояли на остановке, а когда дождались машину с «зеленым огоньком», то ее шофер отказался их везти: близко и поэтому невыгодно. Женщины пошли в диспетчерскую. Там их выслушал начальник автопарка Кузьмин, который попытался вразумить своенравного водителя Быстрова. Но и это не помогло: тот потребовал, чтобы ему оплатили обратный путь, а потом заявил женщинам, что он принципиально их не повезет.
Мария Сенина, работавшая в автохозяйстве экономистом с 1956 года, подтверждает: «Алексей Быстров был горячим парнем. Здоровый, широкоплечий, всегда громко говорил. Я помню, как он шумел, когда выбивал себе квартиру».
Еще пример. В сентябре того же года две припозднившиеся женщины хотели уехать от Госбанка до ул.Солнечной. Водитель потребовал пять рублей. Деваться некуда, время - двенадцатый час ночи, и женщины согласились. В дороге следили за показаниями счетчика. Заметив это, шофер возмутился: «Нечего смотреть! Выходите! Вам еще, может, в три часа ночи подать машину?». Пассажиркам пришлось добираться до дома пешком.
Видимо, жалобы на работу зеленодольских таксистов были обычным делом. В одном из декабрьских номеров газеты (1957 год) корреспондент И.Журавлёв требовал от перевозчиков навести порядок на стоянках: обозначить их как положено, вывесить правила пользования и указать тарифы за проезд. По мнению автора, отсутствие информации и приводило к злоупотреблениям.
Одним из самых первых таксистов в городе был Алексей Бунчеев, севший за руль «Победы» в 1956 году. «Зеленодольский рабочий» писал, что он «снискал уважение горожан умелым вождением машины и отзывчивым отношением к пассажирам».
С такой характеристикой согласен Александр Крысин, устроившийся работать в автохозяйство после армии в 1963 году. К тому времени «Побед» уже не было, вместо них пассажиров обслуживали «Волги-21». По его словам, доставка с комфортом пользовалась спросом: за рубль можно было добраться до Казани, за полтора - до Йошкар-Олы. Всего таксистов было человек 25. С водителями автобусов они жили дружно, так как большинство сами пересели на таксомоторы с «ЛиАЗов» и «ПАЗов». Александр Константинович припомнил несколько фамилий первых мобильных перевозчиков - Синичкин, Владимир Секретарёв.
Мы разыскали зеленодольского таксиста первой волны - 80-летнего Рахима Зайнуллина, который устроился в автотранспортную контору в 1954 году. Ветеран хорошо помнит, как в наш город пришли первые «Победы». Потом поступили «Волги», а «Победы» кому-то передали. На таксомотор он пересел с автобуса в конце 50-х-начале 60-х. Это был «Москвич-407». Работали через день. Уходил из дома в шесть утра и колесил по городу до десяти вечера. Когда план не «тянули», то задерживался допоздна.
Рахим Хабулович говорит, что рассчитывались они с пассажирами строго по счетчику, но были и тарифы (например, до Зеленого Дола - 60 копеек). С клиентурой дела обстояли неважно. («Иногда простаивали по три часа»). Выручали предприятия, с которыми такси работали по заявкам. Своих коллег, в том числе Быстрова, он вспоминает по-доброму: «Золотые были мужики».
Одна из первых диспетчеров автохозяйства Валентина Дьячкова (с 1959 года) утверждает, что сначала за каждым таксомотором было закреплено по одному водителю, поэтому они работали только до пяти вечера; а потом уже по два. По ее словам, уже к середине 60-х на такси заявок поступало мало, видимо, сказывалось, что в силу входило автобусное сообщение. Ее муж, Алексей Дьячков, ныне покойный, тоже бывший таксист, пересел на легковую машину в 1975 году. Это был «ГАЗ-24», окрашенный в желтый цвет, с нанесенными шашечками. На такси он работал до 1986 года.
Директор автохозяйства Михаил Спиридонов (1968-1987 годы) рассказал, как закончилась 30-летняя история зеленодольского такси советского периода. «ГАЗ-24» сменили «Москвичи-412», прозванные в народе за форму и цвет «маргаринами», они не пользовались уже таким спросом, как «Волги». В основном ездили по маршруту до Казани. При стоимости проезда 1 рубль 10 копеек такси конкурировали с автобусами (65 копеек). Тем не менее от них решили избавиться. Машины списали, какие-то отдали на другие предприятия. Начиналась перестройка...
Автор благодарит за помощь в подготовке материала краеведа А.Зайнуллина.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев