«Ласточка», принадлежавшая васильевским предпринимателям, спасала раненых под Сталинградом
В воскресенье страна отметит День Военно-морского флота. Этот рассказ о том, как зеленодолец Дмитрий Карягин принимал участие в Сталинградской битве под командованием контр-адмирала Дмитрия Рогачёва. Там же, в составе Волжской флотилии, было родовое суденышко…
- Вся жизнь моего отца была тесно связана с водной стихией, - рассказывает сын Дмитрия Карягина Анатолий Дмитриевич. - Он, потомственный волгарь, родился 18 августа 1904 года в Васильеве, начинал рулевым, а потом старшим на баркасе «Ласточка». Это было дореволюционной постройки судно, всего 10 метров в длину и с 18-сильным движком фирмы «Bolinder». Во времена нэпа, в 1925 году, его приобрели на троих мой дед Матвей Андреевич с братьями Фёдором и Гаврилом. Успешно перевозили различные грузы, водили плоты в Самару... Но потом в стране задули другие ветры, и братьев раскулачили: деда сослали в Магнитогорск, Фёдора и Гаврила - в Красноярск и Читу. А «Ласточку» изъяли в пользу советской власти, передали в порт Казани.
К счастью, репрессии не коснулись будущего отца нашего рассказчика. Парнишка продолжил карьеру речника. Он быстро дорос до капитана. В 1937 году стал заместителем начальника речного порта Казани, в 1940-м - начальником бассейна Волжского пути. В его ведении были бакенщики, смотревшие за вехами, створами и прочими сигнальными устройствами.
Однако в мирный труд Дмитрия Карягина, как и всех советских людей, вмешалась война. В начале 42-го он ушел на фронт, сначала под Ленинград, где командовал взводом моряков, а летом того же года его перекинули под Сталинград, где назначили капитаном колесного парохода «Железнодорожник». Корабль выполнял функцию штабного Волжской военной флотилии, которой командовал контр-адмирал Рогачёв (он впоследствии поселится в Зеленодольске). Здесь, на Волге, у лейтенанта Дмитрия Карягина произошла встреча с родной «Ласточкой».
- Она тоже вносила посильный вклад в разгром врага, - продолжает Анатолий Дмитриевич. -
В 1942 году ее «рекрутировали» на фронт для эвакуации раненых. Со своей обязанностью баркас справлялся «на пять», и приобрел у солдат репутацию неуязвимого.
Начальник штаба 62-й армии маршал Крылов, вспоминая те дни, писал: «Транспортировка раненых через непрестанно обстреливаемую всю ночь, освещаемую ракетами Волгу, являлось весьма непростым делом. Перевозили их главным образом небольшие речные суда. Счастливым считался пароходик «Ласточка», который с 18 по 25 октября благополучно вывез более тысячи раненых».
В 1943 году немцев отбросили от Волги, и Дмитрия Карягина назначили начальником водного пути. Он очищал фарватер от кораблей в районе Сталинграда. В 44-м его снова направили в Ленинград. Войну васильевец закончил в Кёнигсберге в составе Балтийского флота. После стал командиром отряда по подъему затопленных немцами судов. Вышел в отставку. Там, в Калининграде, в 1992 году наш герой обрел последний покой…
...После окончания боевых действий «Ласточку» вернули к месту прописки, на нем не было живого места от деревянных чопиков, весь корпус зиял пробоинами. Об этом Анатолию Дмитриевичу рассказал его родной брат Николай, который пришел в порт посмотреть на бывшую семейную собственность. И судёнышко разрезали на металлолом…
Ратный подвиг скромного баркаса отметили в Волгограде. Когда там создавали музей, посвященный крупнейшему сражению Великой Отечественной, перед входом повесили большую, метр на полтора, мемориальную доску с изображением «Ласточки». Однако власть в очередной раз сменилась, и в лихие 90-е памятный знак из цветмета продали. В интернете Анатолий Дмитриевич даже отыскал сумму сделки: 100 тысяч рублей. Надо ли говорить, как этот кощунственный поступок возмутил нашего земляка. И как не пытался найти следы проданной доски, ему это не удалось.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев