Звездная судьба: учителю математики и создателю музея космонавтики в гимназии № 3 Людмиле Колесниковой исполнилось 85 лет
В 1980 году она создала в гимназии музей космонавтики, который активно работает и сегодня
В июле исполнилось 85 лет известному зеленодольскому педагогу гимназии № 3 Людмиле Ивановне Колесниковой.
За 45 лет преподавания математики она стала заслуженным учителем Татарстана, России, вырастила несколько тысяч учеников. Но все это произошло не сразу...

За 45 лет преподавания математики Л. И. Колесникова, заслуженный учитель Татарстана, России, вырастила несколько тысяч учеников
Военное детство
Родилась она в удмуртской деревне в 1940 году. Военное детство Люды было без сладостей и игрушек. Запомнились отдельные моменты того времени: например, как бабушка готовила суп, отдалённо напоминавший затируху: мука, разведённая кипятком, в которую иногда добавляла молоко. Люда воспитывалась в многодетной семье: четыре девчонки, да ещё и двоюродные братья и сёстры, все под одной крышей. Мама Мария Михайловна — медицинская сестра, папа Иван Яковлевич — учитель истории и математики, директор сельской школы.
Родители воспитали четырёх дочерей: Людмилу, Валентину, Тамару и Нину. Все в будущем получили высшее образование и звания заслуженных работников в своей области. И неудивительно, ведь родители воспитывали их своим примером. Папа оказал большое влияние на личность девочки. Он был строгим, но честным и справедливым. Каждый вечер, приходя с работы, целовал девочек в макушку. Люда была директорской дочкой, но это не давало ей преимуществ, а наоборот, налагало дополнительную ответственность. Отец всегда говорил: «Дочка, ты должна быть примером для других детей». И она не подвела, училась на отлично.
В школе Люда сразу проявила способности к математике — училась не только сама, но и помогала одноклассникам. Конечно, иногда позволяла им списывать. Был даже такой условный знак: когда соседи, что сидели позади, дергали Люду за левую косу, она отодвигалась вправо, за правую косу — влево, чтобы можно было списать у отличницы Люды.
Делай людям добро!
После окончания школы Людмила чётко знала, чего хочет и поступила на физико-математический факультет Ижевского государственного пединститута. Там она изучала точные науки и методику преподавания. В школе и институте была не только отличницей, но и активисткой.
В 1966 году, завершив обучение, приехала в Зеленодольск. Своего жилья поначалу не было, предоставили комнату в общежитии «Юность»... одну почти на двадцать человек. В таких условиях приходилось готовиться к урокам в школе № 3, уже тогда считавшейся одной из лучших в городе. Сразу же молодой учительнице дали классное руководство. А класс был непростым: многие в нём из неблагополучных семей. Как управиться с такими детьми, да ещё когда их почти 30 человек? Помогли слова отца, которые запомнились и стали девизом на всю жизнь: «Делай людям добро». Сразу же увидела, что ребятам не хватает положительных впечатлений, поэтому вместе часто ездили на красивейшие марийские озера, ходили в походы, в казанский цирк, знакомились с работой предприятий.
Наставники
Людмила Ивановна благодарна своим наставникам в 3-ей школе, у которых перенимала педагогический опыт: это директор Н.А. Чубаков и педагог Л.П. Караева. Они никогда не отказывали в помощи. В первый же месяц урок посетил директор школы. Людмила Ивановна вспоминает: «К доске выходит ученик. Понимаю, что он решает задачу неправильно, а ничего не слышу, думаю только о том, что директор смотрит. После занятия Николай Алексеевич зовёт к себе и начинает хвалить. А я думаю про себя: «Ну что хорошего было в этом уроке?». Так директор поступал всегда: сначала отмечал достоинства, а только потом указывал на то, что можно улучшить».
16 лет — с царицей наук
За годы работы в школе Людмила Колесникова стала профессионалом, получившим признание ребят и коллег. Она 16 лет руководила математической секцией, в которой педагоги города делились опытом, возглавляла Школу молодого учителя. Получила звание заслуженного учителя Татарстана, России, отличника народного просвещения, стала обладателем многих наград. Каждый год ей доверяли оценивать работы школьников города, претендовавших на золотые медали и места на олимпиадах.
В течение 35 лет её ученики успешно обучались во Всесоюзной заочной математической школе при МГУ им.М.В. Ломоносова и получали дипломы об ее окончании. Людмила Ивановна провела более сотни открытых уроков для учителей города и республики, написала десятки методических разработок, завоевала победы в республиканских конкурсах. Все награды трудно перечислить.
Гордость за учеников
Но самый главный успех, как говорит сама Людмила Ивановна, — это её ученики.
Я ожидал, что мы поговорим о ней и её достижениях, но Людмила Ивановна, прежде всего, рассказывает о своих учениках. В основном она работала в классах с углублённым изучением математики, за эти годы почти двести её учеников получили золотые и серебряные медали, многие ежегодно занимали призовые места на олимпиадах. Она гордится каждым, кого учила и воспитывала, независимо от того, стал ли он известным человеком. Но надо сказать, что среди выпускников Людмилы Ивановны — очень много людей, выдающихся каждый в своей области — учителей, врачей, руководителей. На их развитие повлияло доброе отношение к ним любимого учителя.
Среди её выпускников композитор Рашид Калимуллин, преподаватель Казанского федерального университета Елена Садыкова, профессор Казанской медицинской академии Зинаида Афанасьева и другие. Многие ученики называют Людмилу Ивановну «второй мамой». Лучше всех отношение к ней иллюстрирует письмо, написанное много лет назад ученицей Таней Ерховой в день выпуска (работает в диагностической поликлинике).
Вот начало этого письма: «Дорогая Вы наша Людмила Ивановна! Наверное, понимаете волнение, с которым я взялась писать. Трудно выразить всё словами, но я постараюсь. Вот и кончились наши школьные годы. Я всё ещё не могу представить, что завтра не приду в школу, не увижу вашего милого и доброго лица. Большое спасибо вам, Людмила Ивановна, за всё, что Вы для нас сделали... Вы поистине с материнской заботой беспокоились обо всех нас...».
Некоторые бывшие ученики сами стали учителями математики. Среди них И.Воробьева, С.Богданова, С.Алтынова, Е.Калинкина, М.Назарова и другие.

Сотни учеников Людмилы Ивановны прикоснулись к Космосу
Музей космонавтики
Людмила Ивановна известна в городе не только как педагог, но и как один из руководителей музея космонавтики. В 1980 году директор школы В.А. Проценко предложила основать школьный музей. Педагоги Л.М. Хохлова и Л.И. Колесникова взялись за работу. Почему именно музей космоса? Во-первых, тот период был расцветом советской космонавтики. Во-вторых, астрономия, физика привлекали учеников. А, в-третьих, сама школа находится на улице Космонавтов. Значит, «звёзды сошлись». Для музея было выделено отдельное помещение, первые экспонаты помогали собирать школьники и их родители.
Сегодня за 40 лет развития музея в нём собрано более четырёх тысяч экспонатов, самые ценные из них — автограф Ю.А. Гагарина, шлем и письма космонавтов, прижизненные издания К.Э. Циолковского, продукты питания космонавтов (например, буханки хлеба размером с ноготок или борщ в тюбиках). Интересно продуман и интерьер музея, стены и потолок расписаны так, будто находишься на космическом корабле и смотришь в иллюминатор на просторы Вселенной. За годы работы гостями музея стали известные покорители небесных просторов В.В.Васютин, В.Д.Зудов, Ю.В.Малышев и другие. Деятельность музея не ограничивается сбором экспонатов, а проводится большая исследовательская работа: школьники изучают проблемы и достижения космонавтики, проводят экскурсии, конкурсы рисунков, стихов, побеждают во всероссийских конкурсах и форумах.
В марте этого года ученики гимназии вновь успешно приняли участие в чтениях в городе Гагарине. Также на базе музея уже пятый год проводятся свои гагаринские чтения для учащихся школ города и района, юбилейные праздники, посвящённые космонавтике.

В 1980 году она создала в гимназии музей космонавтики, который активно работает и сегодня
Учиться мыслить
В преподавании математики Людмила Ивановна всегда придерживалась теории развивающего обучения, считает, что материал должен быть сложным, чтобы детям было интересно, а темп изучения — быстрым. В 9-11 классах на её уроках дети изучали элементы высшей математики, которая обычно преподается в вузах.
Людмила Ивановна говорит, что главное — заинтересовать детей, предоставить им возможность самостоятельно найти разные варианты решения задачи. Так они будут учиться мыслить, анализировать. Математика — не скучная, а творческая наука, если подходить к вопросу грамотно.
Творчество ученики Людмилы Ивановны проявляли в полной мере. Например, такой был случай: однажды на открытом уроке республиканского уровня (на нём были 20 учителей!), объясняя материал и разбирая разные способы решения задач, слышит всеобщий смех. «Что такое?» — думает. А между партами ползёт не дождавшийся своей очереди пятиклассник. Подползает к доске, встаёт на стул и решает правильно, а главное оригинальным способом, трудную математическую задачу!
Озеро — школьный дневник
Почти полвека Людмила Ивановна приходила в школу одной и той же дорогой мимо городского озера — красивейшего места Зеленодольска. Золотые опавшие листья на водной глади говорили о начале учебного года, занесённое снегом озеро настраивало на кропотливую и интересную работу в школе и музее, весной прильнувшие к воде утки (словно дети, жаждущие знаний) наполняли энергией, так нужной к концу учебного года. А летние дни каникул Людмила Ивановна проводила в зелёном парке у веющего прохладой озера. Озеро — будто её «школьный дневник»!

В любимой гимназии в родном классе
С юбилеем!
На днях Людмиле Ивановне Колесниковой исполнилось 85 лет. Спасибо вам, Учитель с большой буквы, за крепкие знания и любовь к детям!
Александр Цыганов
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев