Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

16+
Новости

Золотая тайна Раифского леса

Историк-краевед Георгий Александрович Мюллер изучил тему исчезновения части золотого запаса Российской империи

Тайна исчезновения части золотого запаса Российской империи 8 сентября 1918 года не раскрыта до сих пор — она будоражит умы искателей кладов и сокровищ. 

Когда 10 сентября 1918 года вошедшие в Казань части Красной Армии узнали, что значительная доля золотого запаса исчезла вдруг в никуда, то немедленно была сформирована рабочая группа поиска из числа военных. В нее вошли и люди, имевшие в Царской России опыт следственной работы.

Латышские стрелки и бойцы 5 Красной Армии, взявшие Казань 10 сентября 1918 года, у брошенных Белой Армией автомашин, перевозивших золото на пароходы, фото из архива автора

Было установлено, что из последнего погрузочно-разгрузочного рейса, увозившего золото на загрузку в трюмы парохода, не вернулись 4 грузовика французского производства. Одновременно исчезла и часть людей, имевших отношение к погрузке. Их так и не нашли и впоследствии. Спустя пять лет органы НКВД Республики Татарстан случайно «зацепили» рассказ некоего молодого человека по имени Родион. 

С его слов выходило, что свояк Родиона сопровождал четыре исчезнувших грузовика. При погрузке-разгрузке он не раз ездил на них. В тот вечер, в последний свой рейс, они неожиданно свернули в сторону Кизической дамбы. Проехав улицу Большую Кизическую, грузовики (ныне это улица Декабристов в Казани) свернули на грунтовую дорогу экономии Ремплер, где и остановились. Охранники грузовика отпустили свояка Родиона домой. Он изрядно переволновался, не без оснований опасаясь за свою жизнь, понимая какой груз везли машины.

«Хочешь жить — помалкивай!», — бросили ему на прощание.

Грузовики отъехали, взяв правое ответвление на дороге, которая вела в сторону Раифской лесной дачи.

Этот человек молчал всю гражданскую войну, опасаясь за свою жизнь. Органы ОГПУ НКВД СССР по Татарской республике стали методично собирать любые сведения и слухи, которые могли хоть как-то «пролить свет» на хищение части казны государства. Удалось установить, что грузовики действительно вошли на лесную дорогу близ Раифы, но вышли из леса несколько в другом обличье. 

Как показал житель деревни Бело-Безводное Н. Портнов:

«Уже в сумерках через деревню по дороге на Малые Ключи проследовало два грузовика и какие-то подводы с людьми». 

Появление грузовой машины в том далеком 1918 году с включенными фарами, почти что в ночное время — это целое событие для деревни. Свидетелей тому нашлось немало. Все сходились в одном: с прошедшими никто ни о чем не заговаривал, даже когда они остановились у одного из колодцев и поили лошадей. К тому же люди были вооружены. Вовсю шла гражданская война, и лишние вопросы были ни к чему. Далее следы золота как бы терялись.Опрос жителей-старожилов последующих селений ничего не дал, хотя кто-то смутно, и вспоминал будто то ли слышал, то ли видел ночное прохождение автомобиля. 

Уже в начале 30-х годов лесные таксаторы, обследуя овраги близ Раифы, под завалами сухого хвороста обнаружили обгорелые останки двух грузовых автомобилей. Это дало основание предположить, что часть золотого запаса, вероятно, была закопана в лесу, но поиски тогда ни к чему не привели. Дело о хищении золотого запаса России тем не менее не закрывалось.

В 1928 году в СССР приехал некий эмигрант, иностранный подданный, который предложил органам власти сделку: он покажет место, где летом 1918 года была спрятана в лесу часть золотого запаса в обмен на неприкосновенность и немалую долю за важную информацию советскому государству. Было заключено даже официальное соглашение. Приехавший иностранец совместно с органами безопасности Татарской республики провел ряд раскопов, но все оказалось напрасным — золото как в воду кануло.

В самом конце 1930-х даже было найдено место, где предположительно мог скрываться золотой запас с высокой долей вероятности и вещественными доказательствами. Следствие вновь зашло в тупик. В итоге пришли к мнению: золотой схрон примерно до середины 20-х годов действительно покоился в том самом месте, но был спешно перепрятан. Но кем и куда? Содержание четырех грузовиков не иголка в стоге сена. 

Как рассказывал в свое время Ф. Проваторов: те последние грузовики вывозили ящики с золотыми слитками и предметами антикварного характера, сделанными из золота. Он говорил: «Уж сколько лет прошло, а как сейчас вижу то, что своими руками грузил. Ведь последние две машины из шести я разгружал. Некоторые ящики были едва закрыты, и заглянуть в них было делом нехитрым».

Георгий Мюллер

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев