"Жизнь моя - гитара". Зеленодольский музыкант Евгения Королькова рассказала о своих грандиозных творческих планах
Она «держит» зрительский зал взглядом, жестами и, конечно, музыкой, создавая особую атмосферу сопричастности возвышенному. Евгения КОРОЛЬКОВА на сцене - это всегда фейерверк эмоций, искрометный огонь или умиротворяющая стихия воды, все зависит от мелодий, которые она исполняет.
Евгения, что для вас значит музыка?
- Красивое слово... Никогда не думала, что музыка станет смыслом моей жизни. Но на данный момент я воспринимаю это слово с особой теплотой, потому что благодаря музыке нашла себя, интересный круг общения, любимую работу, которая имеет содержательное продолжение и в качестве хобби.
Когда вы играете, создается ощущение вашего полного слияния с гитарой - все в вас живет вместе с музыкой. Что это - актерство или неконтролируемое изъявление чувств?
- Сцена обязывает быть эстетичной, интересной, благородной. Я играю классическую музыку, поэтому определенные движения, жесты, которые в повседневной жизни привычны, не всегда уместны на концерте. Мой принцип - минимальность, естественность и искренность. Мы с гитарой - единое, органичный тандем.
Почему именно гитара?
- Спасибо папе. Он очень хотел научиться играть именно на этом инструменте и постарался заразить своей мечтой меня. Я была только «за». По сегодняшним меркам начала осваивать гитару довольно поздно, в 12 лет, до этого обучалась на фортепиано. Надо сказать, завидую нынешним детям - они могут начинать учиться с раннего возраста, наша школа принимает детей 5-6 лет. Это дает возможность по-настоящему глубоко в течение пяти, а некоторым семи лет изучать мастерство владения игрой на гитаре. Становлением себя как гитариста и позже как учителя обязана своим педагогам. Татьяне Александровне Тимофеевой, которая вела класс гитары в музыкальной школе в моем родном Зеленодольске, огромное спасибо. Я училась в казанском музыкальном колледже, затем в консерватории по классу гитары у преподавателя с большой буквы, заслуженного деятеля искусств РТ Виталия Вакифовича Харисова. Талантливый композитор, гитарист, человек высокой культуры и широкого кругозора. Благодаря ему я поняла, что очень хочу играть на этом инструменте не только для себя, а чтобы достичь профессиональных высот в исполнительстве, в концертной деятельности, появилось желание совершенствоваться в этом направлении и передавать свои умения детям. Мне очень интересно и радостно делиться секретами владения гитарой с ученикам с самых-самых азов, наблюдать, как юный гитарист потихонечку, очень маленькими, медленными шажочками продвигается вперед и со временем достигает определенных высот. Некоторые ребята, к моей радости, идут учиться дальше.
Зачем преподавателю музыки участвовать в концертах, конкурсах? Что это дает?
- Во-первых, преподаватель обязан обучить концертной деятельности своих учеников, ребята должны выступать и показывать, чему они научились. Я думаю, это правильно. Во-вторых, выступление ученика на публике - показатель работы педагога. Не говорю про какой-то заоблачный уровень - у каждого ребенка он свой: у кого-то это маленькая ступень, школьные концерты, у другого - республиканские конкурсы, у третьего -международные фестивали. Но любой ребенок достоин сцены, достоин почувствовать моменты творчества. Это очень актуально в наше время компьютеров, смартфонов, айпадов, где все виртуально. И «пощупать» настоящую, живую музыку, прикоснуться к живой струне, пообщаться газа в глаза, душа в душу с учителем - бесценно. Что касается концертной деятельности самого педагога… К сожалению, не каждый преподаватель может быть исполнителем. И это нормально. На концертах для широкой публики выступают те, у кого есть желание, стремление к этому, определенный дар. И, конечно, соответствующий уровень игры. Продемонстрировать, как нужно «жить» на сцене, может не каждый. Непосвященным кажется, что ничего сложного нет - вышел и сыграл. На самом деле, выход на сцену требует трудоемкой подготовки, к тому же она должна идти параллельно с работой, личной жизнью.
Что вам важно в учениках?
- Интерес к предмету, контактность и трудоспособность. Мне в свое время послужило «в минус» то, что я пришла в музыкальную школу неподготовленной к предмету классики на гитаре. В небольшом городе, как наш Зеленодольск, услышать лет 20 назад классическую гитару было большой экзотикой. Тогда многие приходили в музыкальную школу с целью выучить лишь несколько аккордов, на которых, по сути, строится любая несложная песня. Это неплохо, даже замечательно, но понятие «классическая гитара» в сознании обывателя не существовало. У современных детей есть возможность слышать гитарную музыку в профессиональной исполнительской трактовке. Сегодня гитара востребована. Классы заполнены до отказа. В нашей школе пять педагогов по классу гитару, и все с нагрузкой.
Вы были какое-то время директором Зеленодольской музыкальной школы и отказались от должности. Почему?
- Начну с того, что мне было очень интересно поработать в этой должности. Благодарна судьбе, начальству, которое меня заметило и доверило руководство ДМШ. Я смогла за это время поучаствовать в жизни школы, так сказать, в другом амплуа, поработать в совершенно другой сфере. Должна сказать, что директор музыкальной школы - прежде всего, администратор, все остальное должно быть потом, на втором плане. Работа эта занимает огромное количество времени, потому что иначе нельзя охватить громаду обязанностей должностных, моральных и многих других, которые включает в себя эта должность. Я отказалась, потому что выбрала творчество. Хочу сказать огромное спасибо коллективу - работать было приятно, сделано было немало. Радостно по прошествии времени видеть результаты своих начинаний. Сейчас школа в хороших, надежных руках - у руля интересный исполнитель, грамотный администратор - директор Антон Сергеевич Попов.
Есть ли особенности работы в школе небольшого города в сравнении с мегаполисом? Отличаются ли дети?
- Некоторое время назад я работала в казанских музыкальных школах, поэтому могу сравнивать. По моему мнению, не отличаются. Дети есть дети. Это энергия, интерес, неважно к гитаре, жизни или к развязавшемуся шнурку, или к «покушать хочется». И все они невероятно загружены. Глядя на своих учеников, восхищаюсь и поражаюсь: откуда берутся силы, чтобы выдерживать такие объемы?Учусь не лениться у своих учеников!
Зеленодольск - город с богатыми культурными традициями, в котором и сейчас жизнь кипит…
- Это правда, и зависит тяга жителей к прекрасному от многих факторов. Первый, коренной, в том, что наш город в годы Великой Отечественной войны стал пристанищем для творческих людей из разных городов страны. Сюда приехали очень много серьезных преподавателей, целые труппы театров из Киева, Одессы, Ленинграда. Зеленодольская музыкальная школа была открыта в конце 1943 года, в самый разгар Великой Отечественной войны по инициативе выпускницы Киевской консерватории Вансецкой. Уровень обучения был очень высокий. Люди, которые жили в определенном культурном пространстве, привезли с собой этот духовный мир и передали его зеленодольцам. И наша школа держит высокую планку преподавания на протяжении 73 лет и, надеюсь, будет держать дальше. Для меня как творческой живой души огромную роль играет близость природы в нашем городе. Возможность в любой момент оказаться в настоящем лесу - не в парке, сквере, а именно в лесу. Рядом Волга. И тишина. Размеренный, без суеты ритм жизни. Все это настраивает на самопознание, на творчество. Есть время подумать, помузицировать для себя.
Когда вы осознали себя состоявшимся исполнителем и педагогом?
- В 2009 году состоялся мой первый сольный концерт в только что открытом Концертном зале нашего города. Это была двойная радость - большой концертный зал и большой сольный концерт. Тогда я сказала себе: студенческие годы закончились, начались годы становления и развития профессионала. Не буду утверждать, что я сейчас довольна своими выступлениями, своим уровнем исполнительства, постоянно работаю, развиваюсь. Искренне благодарна своей семье и друзьям за поддержку и опору в моих начинаниях и проектах. Очень интересно посещать концерты - благо, близко Казань, где культурная жизнь просто на высоте: различные семинары, конкурсы: было бы желание, а куда пойти найдется всегда. Настоящим педагогом я себя почувствовала на выпускном экзамене моего первого ученика. Сидела в зале, смотрела и слушала молодого человека, уже почти взрослого человека, на голову выше меня, который играл приличную программу, приличными руками, приличным звуком. И, главное, делал это осознанно. Тогда и поняла, что выбрала стезю по душе и все у меня получится.
Какая музыка вам ближе - классическая или современная?
- Не делю музыку на классическую и современную. Для меня современная музыка та, которая звучит сегодня, пусть она даже написана несколько столетий назад. Ее слушают с удовольствием люди разных возрастов, включая и детей. Когда человек обращается к музыке? Бытовую «популярную музыку» не беру в расчет. Когда ему либо очень плохо, либо очень хорошо. В такие моменты жизни классическая музыка и мне помогает. Классика для меня - это всегда живое, родное.
Есть любимый композитор?
- Иоганн Себастьян Бах. У него, кроме общеизвестных музыкальных произведений для органа, есть партиты для лютни, три партиты и три сюиты для скрипки, много других произведений - на гитаре это все отлично играется. Бах - композитор, который не перестает удивлять, открываю его до сих пор.
Пишете ли вы музыку сами?
- Нет. Но активно делаю аранжировки. Мне это очень нравится. Неожиданно открыла для себя направление авторской песни - спасибо Эльмире Галеевой и многим талантливым авторам-исполнителям, с кем сотрудничаю.
Евгения, что дальше, о чем мечтается?
- Будущее я вижу в реализации планов. А как без них? Понятно, хочешь рассмешить Бога - расскажи о своих планах. И все же… Музыкант, конечно, личность творческая. Но, по моему мнению, еще одна составляющая профессионального музыканта - рациональность. Он должен уметь скомпоновать концерт, программу, а это совсем не просто правильно рассчитать силы, разумно оценить свое мастерство. В творчестве я выбрала для себя такое вот важное направление - популяризация и продолжение развития гитарного исполнительства именно в Зеленодольске. Я очень люблю свой город. И, несмотря на его провинциальность, считаю, что Зеленодольск достоин высокой музыки, которая звучит в столицах. Хотелось бы организовать фестиваль с интересными (неважно, с мировыми знаменитостями или нет) исполнителями. Моя давняя мечта - качественный проект «Гитара с оркестром». К счастью, гитара стала все чаще восприниматься как достойный классический инструмент для исполнения серьезной музыки. Я успешно на протяжении пяти лет сотрудничаю с казанским симфоническим оркестром «Романтика» (руководитель проектов Наталья Сытикова, дирижер Евгений Жирков), надеюсь, оно продолжится. Реализую проект «Дети - детям», где мои ученики играют для сверстников классическую музыку. Совместно со Светланой Васильевной Серовой, заслуженным работником культуры РТ, тоже жительницей Зеленодольска, запускаем проект «Музыка и видео» о красотах родного края. Очень интересно поиграть в разных проектах в Казани. Но мечтается перенести такие проекты в наш город. С учениками мы активно участвуем в разных конкурсах и фестивалях нашего региона, съездили и в Петербург. Готовимся к выступлениям на конкурсах с выездом за границу. Важно, чтобы ребята слушали серьезных исполнителей, чувствовали серьезное отношение к музыке в мире. Одно дело, когда ребенок играет в классе и слышит только себя, другое - когда он вырывается из обыденности и окунается в мир творчества и эмоций. Это очень сильный стимул для развития. Мечтаю продолжать проекты камерной музыки. Дружба связывает музыкальную школу с художественной галереей нашего города. Так что впереди много интересных дел!
Евгения, благодарю за беседу. Уверена, ваши планы обязательно осуществятся.
- Спасибо. Желаю вашему журналу процветания, а сотрудникам - здоровья и благополучия
Журнал "Элита Татарстана".
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев