С ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (№2 рейтинга) беспрестанно приходят новости о закладках, спусках на воду и подписании контрактов на строительство новых кораблей. Не случайно в 2014-м предприятие обновило свой финансовый рекорд: 12,34 млрд. рублей выручки (в 2015-м, предположительно, будет 12,57 миллиарда). Авансы от покупателей выросли на 6,3 млрд. рублей до 23,6 млрд. Правда, рост чистой прибыли оказался символическим - 2%. Но при этом надо учитывать и капвложения на 1,15 млрд. рублей: завод активно перевооружается (процесс должен завершиться в начале 2016-го). Настораживает только то, что кредитный портфель завода потяжелел на 44%, до 11,15 млрд. рублей. «Объем строящихся кораблей большой: если сложить их, получится, что контрактов у завода - на 100 миллиардов рублей, - объяснил ситуацию источник «БИЗНЕС Online» в судостроении. - Как тут без больших кредиторских долгов? Ведь надо покупать оборудование. Завод работает шестидневку, авансирование заказов идет, контракты подписываются, в 2015 году было 7 закладок».
Из свершений 2015 года, во-первых, необходимо отметить работу, которую предприятие совместно с проектировщиками кораблей ведет в области импортозамещения. Так, на противодиверсионные катера проекта «Грачонок», малые ракетные корабли «Буян-М» и пограничные сторожевые корабли «Океан» должны были ставиться немецкие двигатели MTU. Ими успели оснастить пять «Буянов-М», семь «Грачат» и один «Океан», для продолжения этих серий решили использовать китайские и российские движки. 18 февраля в Зеленодольске был заложен третий патрульный корабль проекта 22160. Для этого проекта тоже подыскали отечественное оборудование. «Для первого и второго корпусов 22160 оборудование было почти полностью заказано «за бугром», более того, часть его изготовили, - рассказал источник «БИЗНЕС Online» в судостроительной отрасли. - Но из-за санкций ничего не получили. Поэтому Северное проектно-конструкторское бюро на пару с заводом срочно импортозаместило все что можно, в том числе и главные машины (MAN). Отсюда, конечно, неизбежен перенос сроков строительства».
И нельзя не отметить, что, задумавшись об увеличении доли гражданской продукции, завод вместе с материнской холдинговой компанией «Ак Барс» выступили с инициативой о передаче им Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ), ныне входящего в объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).
В ЗПКБ и ОСК предложение завода им. Горького не комментируют, но, по данным «БИЗНЕС Online», относятся к нему негативно. Зеленодольское ПКБ (№17 в рейтинге), несмотря на провинциальное расположение, дорогого стоит. Для начала напомним, что ударившие по сирийским боевикам корабли спроектированы именно ЗПКБ. Что касается финансового положения, то в 2014 году выручка бюро снизилась на 13,5%, с 497 млн. рублей до 430 миллионов. Но это не столько кризисный спад, сколько корректировка после мощного роста: за 2013 год выручка ЗПКБ увеличилась в 1,9 раза. Чистая прибыль сократилась на четверть: с 38,2 млн. рублей до 28,8 миллиона. При этом у ЗПКБ высокая степень финансовой устойчивости, предприятие не закредитовано. К этому добавим, что, по открытым данным, в 2015-м предприятие перевооружилось на 177 млн. рублей. Среди наиболее крупных заказов, выполненных бюро в прошлом году, - разработка конструкторской документации для модернизации флагмана Каспийской флотилии - сторожевого корабля «Татарстан», а также для модернизации кораблей Тихоокеанского флота.
По заказу министерства промышленности и торговли РФ ЗПКБ в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 годы» выполнило две опытно-конструкторские работы, итогом которых стали проводившиеся в 2014 - 2015 годах испытания модели (больше похожей на полноценный катер) скоростного высокомореходного судна с аутригерами тримаранного типа. Испытания признаны успешными. В дальнейшем тримаран может стать прообразом пассажирских теплоходов, научных судов и боевых кораблей. Как полагает источник «БИЗНЕС Online» в отрасли, у военных есть интерес к судам с нестандартной архитектурой.
Выручка еще одного зеленодольского предприятия - АО «ПОЗиС» (№5) в 2014 году увеличилась на 15%, до 5,9 млрд. рублей. Прогноз 2015-го - 7,5 млрд. рублей. Соотношение военной и гражданской продукции у ПОЗиСа - 57% и 43% соответственно. Гражданка точно показывает рост. Россияне все больше обращают внимание на продукцию отечественных производителей, и ПОЗиС все наращивает производство холодильников: если за 10 месяцев 2015 года прирост составлял 14,1%, то за 11 месяцев - 16,2%.
Судя по всему, порядок и с гособоронзаказом (а это боеприпасы). В мае генеральный директор ПОЗиСа Радик Хасанов сообщил, что ГОЗ «полностью сформирован». В этом году заканчивается модернизация боеприпасного производства, в которую бюджет РФ вложил 3,2 млрд. рублей. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Пахомов, сейчас ПОЗиС заканчивает строительство нового «оборонного» корпуса с современным оборудованием. Правда, оно импортное, например швейцарское... Также напомним, что ПОЗиС разрабатывает оснастку и инструменты для «Роскосмоса», «Вертолетов России» и ОСК.
Нет комментариев