Зеленодолец служил на легендарном крейсере «Аврора»
День Военно-Морского Флота — один из любимых праздников нашего народа. В этот день мы чествуем и отдаём дань уважения тем, кто защищал и защищает водные рубежи России, кто своим беззаветным служением и самоотверженным трудом продолжает сохранять флотские традиции и преумножать морскую славу нашей державы.
К числу таких людей, несомненно, относился и наш земляк Виктор Горшунов. Уроженец села Егорьево Лаишевского района, он рано остался без отца. Отучившись в местной школе всего пару лет, он пошёл работать, чтобы как-то помочь своей большой семье. Труд в кустарной мастерской, торговой лавке, а затем и на заводе был не из лёгких. В 1917 году Виктор Горшунов подался в речники, ходить по великой русской реке на судах.
Здесь и застала его Гражданская война. На буксире «Мостовик» Волжской военной флотилии участвовал в боях с белыми.
Сойдя на берег в 1919-м, Виктор Сергеевич принялся осваивать для себя новую профессию формовщика на судоремонтных мастерских Паратского Затона. Молодой и энергичный, он быстро завоевал авторитет и доверие среди местных ребят. По его инициативе на станции Зелёный Дол, где он проживал, была создана комсомольская ячейка. Первоначально в неё входило семь человек, которые избрали своим руководителем именно Виктора Горшунова.
Кронштадт. Машинист крейсера «Аврора» Виктор Горшунов (справа) с сослуживцем
В феврале 1922 года Виктор Сергеевич вместе со своими товарищами добровольно записался в Красную Армию. Позднее он рассказывал об этом так:
«Попали служить на Балтику, но на разные корабли. Мне посчастливилось служить, после небольшой строевой подготовки, в экипаже и школе машинистов на легендарном крейсере „Аврора“. Экипаж крейсера в 1200 человек состоял исключительно из числа рабочей молодёжи, комсомольцев-добровольцев. За годы мировой и гражданской войн крейсер был сильно изношен, потрёпан... Именно на нас, комсомольцев-добровольцев, легла боевая задача — восстановить крейсер. Службу несли чётко, образцово и восстанавливали крейсер, не зная ни отдыха, ни покоя. Душой матросов-комсомольцев и всего экипажа были комиссар крейсера Белышев и командир Поленов.
После тщательной подготовки самого корабля и всего комсомольского экипажа уже в 1924 году крейсер участвовал в заграничном плавании. Буржуазная пресса о нашем флоте тех годов писала разные небылицы, клевету. Мы были первыми советскими матросами — полпредами в Швеции и Норвегии. Первые заграничные походы рассеяли у трудящихся Европы бред и несправедливость о советском флоте.
На крейсер часто приезжали рабочие Ленинграда, с табачной фабрики имени Урицкого. Дружба была крепкой, надёжной. Частенько крейсер посещал пролетарский писатель и поэт Демьян Бедный. Он был почётным краснофлотцем крейсера.»
Эти воспоминания были опубликованы на страницах «Зеленодольской правды» в октябре 1963 года. За четыре десятилетия после описанных событий много воды утекло как в Волге, так и в Неве, а в человеческой памяти — многое стерлось и подзабылось из пережитого. Поэтому и в рассказ Виктора Сергеевича вкрались ряд неточностей, которые стоит прокомментировать и поправить.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев