Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

Зеленодольцу Гурию Александровичу Дадаеву 90-й год, но он сохраняет бодрость духа и жизнелюбие

Зеленодолец Гурий Александрович Дадаев — кораблестроитель, рационализатор, ему присвоено звание «Заслуженный изобретатель Республики Татарстан»

Он родился 4 сентября в 1935 году, сейчас Гурию Александровичу 90-й год, он ведет активный образ жизни, не теряет оптимизма, часто выбирается на природу. Ровно полвека проработал Гурий Александрович в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро. Мы попросили рассказать его о том, как он стал корабелом, что позволяет сохранять бодрость духа.

— Гурий Александрович, расскажите, какие у вас корни, судя по Википедии, фамилия Дадаев — кавказская (в частности, дагестанская и чеченская)...

— Все мои родственники (несколько поколений) жили в Ивановской области: и деды, и прадеды. К Кавказу отношения не имели. Возможно, у кого-то из прадедов была присказка: «да, да», так его прозвали. Я родился в деревне Высоково. Её уже нет, сейчас это опустевший населённый пункт в Пестяковском районе Ивановской области. Мои родители — крестьяне. Отец, Александр Иванович Дадаев, трудился в колхозе: косил, пахал, всю крестьянскую работу делал. Грянула война, и в 1941 году он отправился на фронт. В 1943 году отец пропал без вести, больше о нём нигде никакой информации не было. Мама, Ольга Максимовна, также с детских лет работала в деревне. В 1945 году она с детьми переселилась в поселок, где трудилась в швейной мастерской и других предприятиях. Она рада была любой работе. Нас трое детей: кроме меня, ещё две сестры — Клавдия и Вера. Мама была весёлая, остроумная и очень строгая.

— Помните, как вы выбрали свою профессиональную стезю?

— Жизнь моя резко изменилась после поступления в речное училище в Горьком. Я учился на судового механика, получил диплом с отличием. Отличникам тогда разрешалось поступать в институт без экзаменов. Обычно шли в институт водного транспорта, где готовят эксплуатационников. Однако мне хотелось стать конструктором, поэтому я с приятелем пошёл в политехнический институт, где мы подали документы на кораблестроительный факультет. Через пять с половиной лет я получил желанную специальность и 2 апреля 1960 года приехал по направлению в Зеленодольск.


Юный курсант речного училища в Горьком (1953 г.)

— Какое впечатление произвёл на вас весенний апрельский Зеленодольск?

— Очень грустное. Бараки. Грязь. Вы даже не представляете, как изменился город, как сейчас он похорошел. Тогда наша организация только заселилась в новое здание на улице Ленина, 41а. Мы ходили работать и на завод имени Горького, где у нас было экспериментальное производство. Меня поселили сначала в общежитие. В доме на улице Ленина, 68 три квартиры были отданы под «общагу», в этом же доме разместили детский сад. Вскоре ко мне приехала моя супруга Лариса, она училась в Горьковском университете, и мы с ней сняли комнату в частном доме. Когда у нас родилась дочь Марина, нам выделили комнату на улице Татарстана, где я и живу. Потом, когда соседка уехала, всю квартиру отдали нам. Вот уже 63 года я обитаю здесь. Дочка Марина стала музыкантом, она окончила музыкальное училище и Чувашский государственный институт культуры и искусств в Чебоксарах. Сейчас она преподает в Школе искусств.

— В проектно-конструкторском бюро на какой участок вас направили сначала?

— В отдел, разрабатывающий судовые устройства (рулевые, якорные, швартовые, спасательные, грузовые). В институте я учился хорошо, чтобы получать стипендию, поэтому багаж знаний у меня был отличный. Организация наша тогда была молодая, сразу учились все: росла «контора», вместе с ней росли и мы.


Малый противолодочный корабль «Альбатрос», сконструированный в ЗПКБ, называли «рабочей лошадкой флота».

— Какое впечатление на вас произвёл Александр Викторович Кунахович?

— Он был выдающийся человек! Очень деловой, энергичный, талантливый кораблестроитель, создатель серий боевых кораблей для ВМФ. Как начальник и главный конструктор ЦКБ-340 (ЗПКБ) Кунахович одновременно создавал проектную организацию, и вместе с тем беспокоился о строительстве жилых домов, каждые два-три года сдавали дом. Поставили оранжерею во дворе ЗПКБ. Александр Викторович всегда думал о людях, встречался со всеми новыми специалистами. Вспоминаю, как мы приехали большой группой выпускников вузов: из Горького, из Николаева, из Ленинграда. Он расспрашивал нас, внимательно вглядывался в новые молодые лица. Авторитет у Александра Викторовича был беспрекословный! Чтобы кто-то сказал о нём плохое, я такого человека не знаю, все его очень уважали. Он рано ушел из жизни, так что никто этого не ожидал. Наш врач сокрушался: зачем Александр Викторович уехал лечиться в Москву? Он умер в столичной больнице в выходные дни, когда рядом не было нужных специалистов.

— В работе вы проявили себя как изобретатель и рационализатор, расскажите об этом.

— Вспоминаю моё первое изобретение «устройство гидравлическое автоматизированное для подачи реактивных снарядов». Нас было пять авторов. Изобретения самые разные. Открываю патенты: «B63H11/11 с реверсивными устройствами ковшового или двухчелюстного типа». Автор: Дадаев Гурий Александрович. 2005 год. Реверсивное устройство судна, преимущественно с водометными движителями, содержащее реверсивные заслонки с приводом их поворота. Не буду подробно, суть понятна только специалистам. Рационализаторских предложений и изобретений было много. У меня три десятка авторских свидетельств и патентов, за что присвоено звание «Заслуженный изобретатель Республики Татарстан». У нас в конторе и А.В. Кунахович, и Ю.А. Никольский, все руководители поддерживали изобретателей.

— Ваша деятельность была связана с многочисленными производственными командировками, куда вы летали?

— На Дальний Восток: в Хабаровск, во Владивосток трижды. Много раз летал в Севастополь, в Керчь, в Калининград на завод «Янтарь». Часто ездил в Питер (тогда Ленинград), где находятся основные кораблестроительные организации, а также заводы (Северная верфь, Балтийский завод), ЦКБ «Алмаз», ЦКБ «Северное». Участвовал в проектировании более десятка кораблей. Как консультант ездил в Польшу в город Гданьск. Бывал в командировках в ГДР в городе Вольгаст, где на судостроительной верфи «Peene-Werft» строили корабли по нашему проекту. Была создана хорошая серия малых противолодочных кораблей производства ГДР.

— Вы никогда не жалели, что связали свою жизнь с кораблестроением и трудились только в Зеленодольском ПКБ?

— Всю свою жизнь я проработал в одной организации и никогда не жалел об этом. Такая работа мне по душе: я прошёл все ступеньки конструкторской работы, от конструктора до начальника сектора и начальника отдела. На пенсию ушел в 2009 году, стаж работы практически полвека: чуть-чуть не хватило, поступил в апреле, а уволился в сентябре.

— Давайте вспомним, как менялся Зеленодольск?

— Здорово изменился. Вспоминаю, как появились первые хрущёвские дома. Когда начали их строить, такой подъём у всех был! Ведь люди стали получать отдельные квартиры, куда перебирались из коммуналок и бараков. Огромное количество людей переселилось в нормальное жильё. Как потом оказалось, генсек допустил много ошибок, но за то, что он решил жилищную проблему, огромная ему благодарность. Город застраивался на наших глазах, дороги асфальтировались, много цветов высаживалось. И сейчас родственники приезжают, восхищаются, сколько у нас в Зеленодольске цветов!

— Вас приглашали переехать из Зеленодольска в другой город, но вы всегда отказывались. Почему?

— Да, была возможность переехать, например, звали в Ленинград, мог перебраться в Нижний Новгород. Но меня большой город не привлекает, кругом суета людская, шум. Так я учился в Горьком, и сейчас я почти каждый год бываю в Нижнем Новгороде, там живет сестра, но большой город не интересен мне. У нас тихо, красивая природа, много зелени. Рядом лес, я очень люблю выбираться на природу — за ягодами, за грибами выбираюсь, просто полюбоваться природной красотой. Я люблю наш Зеленодольск!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев