Защитница озера. Ушла из жизни Зоя Сафиуллина, много сделавшая для Зеленодольска
Не стало бывшей учительницы школы №3 Зои Назиповны Сафиуллиной – женщины с активной жизненной позицией, благодаря неравнодушию и усилиям которой мы сейчас имеем в центре города не одно, а два озера.
– Моя бабушка много лет проработала в школе №3, которую сама окончила в 1954 году, преподавала в основном немецкий язык и ещё татарский, – рассказывает её внучка Анастасия Сафиуллина. – В общей сложности стаж её работы 44 года. В своей педагогической деятельности она часто выходила за рамки учебных программ: водила детей на предприятия, на природу, возила в музеи, театры. 20 лет руководила Клубом интернациональной дружбы, установив дружеские связи со школьниками ГДР, Венгрии, Чехословакии, Болгарии. В школу нередко приезжали дети из союзных республик, да и сами члены КИД вместе с ней ездили по стране с ответными визитами, были даже за её пределами – в Польше.
В 1992-м бабушка возглавила экологическую группу, состоящую из старшеклассников: следили за парком, чистили городской пляж, сажали деревья.
Зоя Назиповна с внучкой Анастасией после встречи с выпускниками. 2015 год
– А Зоя Назиповна вам рассказывала, как она боролась за сохранение северо-восточной части городского озера?
– Конечно, я в подробностях знаю эту историю. Бабушка любила говорить, что у города, стоящего на Волге, нет своей набережной, зато у него есть озеро. Она говорила: «Это настоящая жемчужина, сохранённая нашими предками, ведь так редко бывает, чтобы в самом центре располагался водоём!».
Но всей этой красоте в начале 90-х угрожала реальная опасность. В августе 1992-го в газете вышла небольшая статья, где автор предлагал засыпать северную часть озера: оно, мол, искусственное, за ним надо следить, заливать, а денег нет. И предлагал на его месте поставить пристрой к школе №3.
Никто тогда всерьёз не отнёсся к той публикации, но в ноябре бабушка увидела пустыню вокруг северной части озера: не было сосен, елей, берёз, и тогда она поняла, что желание чиновников построить здание на месте озера стало исполняться.
Её так это потрясло, что она не могла спокойно жить, всё думала, как спасти озеро? Написала статью, пошла в редакцию. Ей сказали, что уже поздно: в понедельник начнётся операция, техника наготове и ждёт команды, а номер газеты уже готов – выйдет в субботу, 28 ноября. Бабушка стала умолять напечатать её статью, и редакция «Зеленодольской правды» не осталась равнодушной.
Статью напечатали в субботу, а в понедельник техника не вышла на озеро. Следом в школе состоялся педсовет по поводу этой ситуации, где бабушка одна из всего коллектива выступила против уничтожения озера. Говорила, что пристрой можно спроектировать и на другом месте, с фасадом на улицу Карла Маркса. Убеждала, что водоём трогать ни в коем случае нельзя!
После педсовета несколько её коллег подошли к бабушке на улице, говоря, какая она молодец, что не побоялась выступить. С одной стороны, бабушке было обидно, что слова поддержки не прозвучали на собрании, с другой – убедилась, что поступает верно.
В той статье она призвала зеленодольцев поддержать её, собрать подписи в защиту озера. «Будет ли наш город садом на Волге, зависит только от нас», – написала она. И народ её поддержал: пошли письма, звонки в различные инстанции, в итоге под давлением общественности работы были приостановлены.
Однако в июне 1993-го она увидела на озере бульдозер, который успел содрать верхний слой грунта, сбросив его в воду. Бабушка взяла с собой школьницу, побежала навстречу работающей машине, остановила её. Уговорила машиниста пока ничего не делать, а сама бросилась звонить председателю исполкома.
Тогда бульдозер убрали, но в зимние каникулы пятого января 1994 года на льду озера появляется вагончик, из трубы которого вился дымок. Представившись журналистом, бабушка попросила инженеров рассказать, что здесь происходит. Те показали планы, на которых озера не было, а вместо него нарисованы дорожки, кустарники, цветники... «Где же озеро?» – спросила бабушка. «Здесь будет здание школы», – ответили ей.
И вновь она начала звонить председателю исполкома, сказав, что шестого января едет на конкурс в Казань с ребятами из экологической группы, там будет встреча с министром экологии, и она ему расскажет о незаконных действиях. Вагончик убрали.
И вот в ноябре того же года бабушка получает письмо от министра экологии РТ Анатолия Щеповских, где он сообщает, что благоустройство северной части озера профинансируют, и что реализация проекта начнётся в 1995 году.
Однако обещанные работы не велись ещё семь лет, и всё это время бабушка писала статьи, выступала по местному радио, однажды даже пригласила казанских телевизионщиков, и вместе с главным агрономом города Людмилой Яровой на берегу озера они рассказали об угрозе исчезновения природного объекта. Сюжет вызвал резонанс.
Заступились за водоём и работники завода имени Горького, написавшие в 2000 году петицию с 56 подписями в редакции местных газет.
Этой красоты могло и не быть...
– Когда же дело сдвинулось с мёртвой точки?
– По рассказам бабушки, на месте озера ещё долго зияли громадные ямины, объясняли это тем, что денег на благоустройство нет. Наконец, в мае 2002-го прибыла техника. Бабушка опять испугалась, побежала к рабочим, но те её успокоили, мол, не переживайте, мы от Министерства экологии, приехали возрождать озёра. Она всё равно не верила, подходила к крановщикам, бульдозеристам, трактористам, и только убедившись, что её не обманывают, с облегчённым сердцем вернулась домой.
– Она гордилась своим поступком?
– Сама бабушка никогда так не говорила. Но жители города, свидетели спасения озера, помнили это, и при встрече на улице часто благодарили её.
Бабушка действительно была смелой женщиной, не боялась выступать за правду, за справедливость. Рассказывала, что этому её научил её папа, мой прадед – обычный рабочий, слесарь, кавалер ордена «Знак почёта». Я очень горжусь своей бабушкой!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев