Защита прав покупателя: Можно ли вернуть деньги за авиабилеты?
В жизни бывает всякое — отпуск перенесли, кто-то в семье заболел, рейс отменили. В этих случаях вас ждёт мучительная процедура возврата авиабилетов
Почти все перевозчики неохотно расстаются с деньгами пассажиров, поэтому вам потребуется терпение и знание законов, чтобы получить свои средства обратно.
Подробнее о том, как это сделать, нам рассказала начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Зеленодольского территориального органа Госалкогольинспекции РТ Алсу Хуснутдинова.
— Алсу Рушановна, причины невылета у людей бывают разные. В каких случаях возврат денег за авиабилет гарантирован?
— Авиапутешествия в нашей стране регулируются Воздушным кодексом РФ, правила возврата приведены в статье 108. По этим правилам, пассажир имеет право на отказ от перелета, если он заранее об этом уведомил перевозчика (добровольный возврат). Если возврат осуществляется за сутки или ранее — покупатель получает всю сумму, если до вылета остается менее суток — 75% стоимости билета (остальное забирает компания в качестве неустойки). Если пассажир возвращает билеты, когда регистрация на рейс закончилась — он не получает деньги.
— А если вылет отменили или перенесли?
— Да, такие причины относятся к вынужденному возврату авиабилетов. Это если отменили, или перенесли, или надолго задержали рейс; невозможность стыковки, если вы летите с пересадками; если в пункте прибытия изменилось место планируемой посадки. Также можно вернуть деньги в случае опоздания на рейс из-за длительного досмотра, а при этом запрещенные предметы не были обнаружены; если отказали в выдаче визы; если сотрудник компании допустил ошибки при оформлении авиабилета. И конечно же, сюда относятся смерть или серьезная болезнь самого пассажира либо члена его семьи. Во всех этих случаях потребитель имеет право получить назад всю сумму, затраченную на покупку авиабилета.
— Но для этого нужно предоставить подтверждающие документы?
— Конечно. В случае отмены или долгой задержки рейса обратитесь в службу регистрации, либо к представителю вашей авиакомпании, если задержка или отмена произошли ещё до регистрации на рейс. Там вам должны подтвердить причину с помощью отметки на билете, обязательно заверенной печатью компании. Заберите полетный купон, если о задержке или отмене полета вы узнали уже после прохождения процедуры регистрации. Если не будет купона, билеты будут считаться использованными.
— Есть так называемые невозвратные билеты. Деньги за них нельзя получить, даже если решил сдать их сразу после покупки?
— Такие билеты должны продаваться с обязательным уведомлением об их статусе. В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», «если не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы». Если условия не прозрачны, исполнитель, не представивший покупателю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность, предусмотренную статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Но даже в случае с невозвратными билетами пассажир может получить деньги, которые перевозчик не использовал для организации его полета. Это различные сборы, которые другие государства взимают за путешествие по своему воздушному пространству. Получить деньги за невозвратный билет можно и в случаях болезни, смерти пассажира либо члена его семьи, болезни близкого родственника, который должен был лететь с ним, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение авиакомпанией обязательств по договору воздушной перевозки. Например, задержка рейса на несколько часов или его отмена. В этом случае также необходимо подтвердить эти основания документально: медицинский документ (справка), телеграмма и т. д.
— Что делать, если билет куплен в интернете при помощи сервиса бронирования?
— Возврат обычно проходит через сам сервис бронирования, который является посредником между пассажиром и перевозчиком. Иногда в таких ситуациях авиакомпания согласна вернуть деньги хотя бы частично, а онлайн-сервис хочет забрать их себе в качестве неустойки. Здесь пассажир может апеллировать к Закону «О защите прав потребителей», который обязывает исполнителя услуги вернуть заказчику деньги, выплаченные за неё. И даже если где-нибудь в правилах сервиса окажется пункт о взыскании неустоек и штрафов, его условия можно признать недействительными на основании статьи 16 закона.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев