Важные рекомендации родителям, отправляющим детей в школу
У родителей, отправляющих детей в школу, возникают вопросы, от выбора одежды до требований к учебному процессу. Вот рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
1. Необходимо равномерно распределять нагрузку для учащихся. Считается оптимальным проведение не более пяти уроков в день у учащихся 2-4 классов для сохранения трудоспособности, при этом расписание должно составляться с учетом сложности предметов. Образовательная недельная нагрузка должна равномерно распределяться в течение учебной недели в зависимости от класса (от 21 академического часа для 1 класса до 37 академических часов для 10-11 классов), без учета времени на выполнение домашнего задания. Для школьников 5-6 классов оптимальным считается не более шести уроков, 7-11 классов - не более семи. Число часов для освоения учебного плана в совокупности не должно превышать величину недельной образовательной нагрузки.
2. За компьютером учащиеся старших классов могут находиться не более 35 минут, для первоклассников - 20 минут. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2 классов - не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов - 35 минут.
Согласно требованиям санитарных правил непрерывное использование интерактивных досок на уроках не должно превышать пяти минут среди учащихся 1-4 классов и 10 минут в 5-11. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока. Работу с гаджетами рекомендуется чередовать с другими видами деятельности - чтением или письмом. Для профилактики утомления также должна проводиться гимнастика для глаз.
3. При выборе школьной формы необходимо отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей. Форма должна быть изготовлена из воздухопроницаемого материала, устойчивого к потере цвета. Должна обеспечивать достаточную вентиляцию пододежного пространства, которая в приоритетном отношении зависит от материала, из которого сшита школьная форма. Приоритет отдается одежде преимущественно состоящей из натуральных материалов, так как именно такая одежда обладает хорошими гигиеническими свойствами.
Одежда для детей и подростков должна соответствовать биологическим и химическим требованиям- гигроскопичности (поглощение водяных паров) и воздухопроницаемости ткани. Материалы школьной формы должны быть устойчивы к потере цвета при воздействии влаги, стирке и сухом трении.
Несоответствие детской одежды требованиям может привести к простудным заболеваниям и проблемам с кожей.
4. Согласно "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПиН 2.4.2.2821-10 оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием в 1-й класс детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года («малышкина школа»), рекомендуется проводить в условиях дошкольной организации, или в общеобразовательной организации, но с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста.
Количество учащихся в классе определяется из расчета нормы площади на одного обучающегося - не менее 2,5 на 1 ученика при фронтальных формах занятий при соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение учебного времени и каникул. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. Если школа работает в две смены перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и проветривания, при неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
- для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;
- для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков.
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. В расписании следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Наиболее трудные предметы должны проводиться: для обучающихся 1-х классов на 2-м уроке; 2-4-х классов- 2- 3-м уроках; для обучающихся 5- 11-х классов на 2 - 4-м уроках.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится так, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2- 4-х уроках в середине учебной недели.
Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса.
В начальных классах не допускаются сдвоенные уроки. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры -занятия на лыжах, занятия в бассейне. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый).
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
- должны быть дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
В школах может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: полдника и прогулок для всех учащихся; полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.
Продолжительность перемен между уроками- не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе, или проведение двигательно-активных игр в рекреациях.
Двигательная активность учащихся помимо уроков физической культуры в образовательной деятельности обеспечиватеся за счет:
- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;
- организованных подвижных игр на переменах;
- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется показателями метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
Для формирования правильной осанки детям необходимо обеспечить рабочее место обучающегося мебелью в соответствии с его ростом и приучить детей сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. В учебном кабинете следует разместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами.
Учитель при сотрудничестве с родителями дает рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки 4-4,5см и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую и динамическую нагрузки на организм учащихся, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления, нагрузки на глаза, общего воздействия согласно приложений указанных в санитарных нормах.
Не реже одного раза в месяц во всех помещениях общеобразовательной организации проводится генеральная уборка. Генеральная уборка проводится только техническим персоналом с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств, без привлечения труда обучающихся.
Надежда Костюк, врач по общей гигиене филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском районах
Фото: Марат Хаялутдинов
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев