В профессиональный праздник - о судьбе ветерана железной дороги
Участок железной дороги, на котором расположен наш город, более ста лет выполняет важную транспортную роль. Более 30 лет на этом участке работал машинистом уроженец Нижних Вязовых Василий Устинов.
В 1894 стала функционировать станция Зеленый Дол Московско-Казанской железной дороги. Как ясно из названия, ветка тянулась от Казани до столицы. По пути следования, сразу за Романовским мостом, — станция Свияжск. Важнейший транспортный узел. Здесь изначально сосредоточились депо, товарный склад, склад топлива, путейные мастерские.
Как вспоминал краевед Николай Коклюгин, до 60-х годов прошлого века на Казанской магистрали поезда водили паровозы. На крутом перегоне Свияжск—Тюрлема грузовые составы подхватывались толкачами. В Свияжске постоянно 3–4 паровоза-толкача дежурили на запасном пути. Топливом заправлялись здесь же на угольном складе (в войну дровами), водой — в Тюрлеме. Паровоз обслуживала бригада из трех человек. Таких бригад насчитывалось двенадцать.
С 1934 по 1968 год на этом участке дороги работал машинистом Василий Дмитриевич Устинов. Водил грузовые поезда. Профессию железнодорожника выбрал с ранней молодости. После окончания начальной школы поступил в железнодорожную на станции Юдино. Пришлось познавать азы с самой начальной ступени — год трудился кочегаром на паровозе. Машинистом в ту пору работал его родной брат Александр. К слову, за безупречный самоотверженный труд в годы войны Александр Устинов награждён высокой правительственной наградой — орденом Ленина.
В 1935 году Василий Устинов был призван в армию. Службу проходил на Дальнем Востоке машинистом паровоза на КВЖД. Вернулся в родные края — и снова на паровоз. В войну обслуживал перегон Свияжск—Тюрлема. По этой ветке на фронт перебрасывались резервы, боеприпасы и продовольствие. По ней же вглубь страны вывозили раненых, поврежденную технику, эвакуируемое оборудование и людей.
Летом 1942 года наступающий враг перерезал железнодорожные линии, связывающие Сталинград с востоком и севером. Но транспортная связь с городом не прервалась! В кратчайшие сроки был построен новый тысячекилометровый путь Свияжск—Сталинград, ставший «запасной Волгой» страны. 27 сентября 1942 года по новой железной дороге прошел первый пробный грузовой поезд, в декабре начались пассажирские перевозки. Казанская железная дорога помогла выстоять осажденному Сталинграду.
От бесперебойной работы железнодорожников в ту пору зависело многое. И они это чётко понимали. В. Д. Устинов награжден значком «Отличный паровозник», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
С супругой Верой Ивановной познакомился в поселке Юдино. До войны она работала связистом на железной дороге. Устиновы воспитали четверых детей.
...Василий Дмитриевич ушёл из жизни в 1998 году. Так получилось, что династия железнодорожников Устиновых не сложилась — сыновья работали на промышленных производствах города, обе дочери получили медицинское образование и разъехались далеко от родного дома. Но профессиональным опытом Устинов с удовольствием делился с молодыми машинистами, активно участвовал в общественной жизни посёлка. Для нынешнего поколения железнодорожников Нижних Вязовых трудолюбие ветерана, безупречное отношение к делу, несомненно, тоже служат примером.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев