Триумфаторы и путаница: подведены итоги 45-го Московского международного кинофестиваля
В четверг вечером в театре «Россия», бывшем «Пушкинском», бывшем же кинотеатре «Россия» состоялась церемония закрытия 45-го Московского международного кинофестиваля. Итоги подвели короткометражное и документальное жюри, судьи российского конкурса и конечно главное фестивальное жюри под руководством индийского кинематографиста Рахуля Равеля.
Болгарская фантастика «ФИ 1.618», о которой шла речь в нашей предыдущей статье, получила специальный приз, при вручении которого член жюри колумбийский режиссёр Сиро Герра отметил «творческий риск и поиск» своего коллеги Теодора Ушева.
Тонатью Гарсии из Мексики наряду с призом зрительских симпатий достался и Серебряный Святой Георгий за лучшую режиссёрскую работу. Его «Чёрная луна», говоря о тесной взаимосвязи экологии и экономики, всё-таки сосредоточивается на людях, неизбежно оказывающихся вовлечёнными в конфликт вокруг строительства плотины. История распада большой семьи в эпоху глобализма рассказана современным фестивальным языком и заставляет следить за развитием событий с неослабевающим интересом.
Лучшим актёром конкурсной программы признан боливиец Фернандо Арсе («Те, кто внизу»), актрисой - Кахо Сэто из неброской элегии о «маленьких людях» «Хрупкие цветы в потоке дней». Забирая актёрский приз, постановщик «Цветов» Ютака Цунэмати надеялся, что эта награда привлечёт к японской картине большее количество зрителей.
Но на данный момент неизвестно, увидит ли широкая российская публика и фильм-новоявленный обладатель Золотого Святого Георгия. Скупая драма о мужчинах, которых не научили делиться своими эмоциями, называется «Три брата», и снята в родной для режиссёра Франсиско Папарельи Патагонии, расположенной на территории двух государств - Аргентины и Чили. Новостные агентства ошибочно поспешили объявить Папарелью бразильцем, хотя он родился в Буэнос-Айресе, а его успешный проект - совместного чилийско-аргентинского производства.
Малообъяснима и ошибка жюри Русских премьер, удостоивших специальными упоминаниями «за дебюты» ленты «Тайное влечение» Стаси Венковой и «Единица Монтевидео» Татьяны Лютаевой. Если по фильму Венковой, описанному в прошлом материале «Зеленодольской Правды» о кинофестивале, невооружённым глазом видно, что это дебют, то мощно сработанная трагическая мелодрама знаменитой советской ещё актрисы Лютаевой такого впечатления вовсе не производит, и неспроста. Режиссёр Алексей Учитель и его партнёры по жюри отечественного конкурса разумеется не обязаны быть в курсе всех успехов коллег, но дирекции фестиваля наверно следовало утвердить наградные формулировки, подсказав, что совсем недавно, в позапрошлом году, российский зритель уже посмотрел одну постановку Лютаевой, «Камень, ножницы, бумага».
Главный же приз Русских премьер дали другой подлинной дебютантке полного метра, Светлане Самошиной, сделавшей по сценарию Наталии Мещаниновой (уже возникавшей в титрах фильма открытия ММКФ-2023) камерный «Край надломленной луны». Ещё одна порушенная семья состоит из бабушки, матери и двух дочерей, одна из которых в два раза старше другой. Именно она, Александра, главная героиня, прекрасно чувствует себя вдали от близких родственниц и возвращается в родные края только из-за пропажи младшей. В режиссуре Самошиной не чувствуется оборотов того двигателя, который спокойно протащил бы киноленту через сотню минут. И всё же её победа не кажется несправедливой - проблемы героинь представлены не в слезливом, а близком к реалистическому ключе, запоминается игра Анны Шепелевой.
Без внимания жюри РП, в регламенте работы которого вообще-то оговорен только один приз, остались фильмы «Туман» (вполне заслуженно), «Голова-жестянка», «Ада», «Помилование». Воскрешающая отдельные элементы советского кино о детях «Ада» - тихая история с берегов Оки, в спокойной и взвешенной манере поставленная Станиславом Светловым. Как и «Тайное влечение», это фильм производства продюсерского центра «ВГИК-дебют», поддерживающего выпускников главного кинематографического вуза страны.
Кинокартина из Башкирии «Помилование» поначалу - особенно если не знать содержание литературного первоисточника, одноимённой повести Мустая Карима - может показаться причастной опостылевшему тренду, согласно которому боящиеся современности режиссёры пытаются спрятаться от актуальных проблем за подвигами участников Второй мировой. Но молодые новобранцы, пусть и выглядят солдатами с картинки на коробке печенья, сталкиваются с вовсе не героическими и очень человеческими проблемами, когда пытаются раздобыть провизию и устроить личную жизнь. Похожая на Натали Портман совсем юная Джамиля Мударисова играет живущую в деревне дочь испанских коммунистов, а действительно имеющий среди прочих и испанские корни Гела Месхи - тяжело переживающего разрыв с супругой подполковника. Фильм Заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан Айнура Аскарова отчасти слишком мелодраматичен для серьёзного высказывания, но в то же время убедительно доносит, как война становится трагедией для участников задолго до линии фронта.
Константин Чалый
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев