Супруги Сибгатуллины из Зеленодольска рисуют картины, пишут книги и радуются жизни
«Когда мне исполнилось 30 лет, встретился с замечательной спутницей по жизни Зайтуной Валеевной. Живём душа в душу, а с выходом на пенсию — в творческом тандеме...». Эти слова зеленодольский художник, педагог Халимджан Сибгатуллин написал в предисловии к своей книге «Что есть красота»
Я давно хотела рассказать в газете об этом удивительном человеке, а когда познакомилась с его женой, поняла, что нужно и о них двоих, потому что это не просто «творческий тандем», а союз нежно любящих друг друга людей вот уже более полувека.
Они живут в обычной пятиэтажке на самом верхнем этаже, но переступаешь порог их квартиры и с первых минут окунаешься в уютный светлый мир, который создан своими руками. Все стены — в картинах. И они в основном не супруга, который по профессии художник, 45 лет преподававший в Художественной школе, а любимой жены.
— Зайтуна нарисует, я свою работу снимаю и вешаю ту, что нарисовала она... За этими словами очередное подтверждение особого отношения к жене.
Они познакомились в 1969 году. Молодые педагоги художественной школы отмечали Новый год, в компанию подруга привела Зайтуну. После 12 ночи решили пойти гурьбой домой к Халимджану. Заходят, а он сидит на полу и рисует.
— Я как увидел её, с первой минуты понял — она, моя судьба!
Зайтуне тогда было 20 лет, Халимджану на 10 больше. Большая разница в возрасте поначалу смутила девушку. Но молодой человек был настойчив. Постоянно встречал её после занятий в вечерней школе, а когда почувствовал, что она сомневается, сделал предложение. Прямо в подъезде её дома.
— В мае нельзя свадьбу делать — всю жизнь будем маяться, в июне у меня экзамены, в июле надо от них отдохнуть. А вот на август я не нашла причину отказать, так и сыграли свадьбу, — смеясь, вспоминает Зайтуна Валеевна.
В этом году у них обоих юбилейные дни рождения. Халимджану Каримуловичу исполнится 85 лет, он в прекрасной форме, поразилась, как легко преодолевает ступеньки на свой пятый этаж, ездит на дачу на электричке, но самое главное — постоянно развивается.
Он подарил мне свою книгу, которую я не просто читаю, а вчитываюсь, не торопясь. В ней — о картинах художников с мировыми именами. Это настоящее пособие для тех, кто решил ближе познакомиться с шедеврами искусства. При этом в книге ни одной иллюстрации, но в ней есть нечто более ценное: Халимджан Каримуллович не просто перечисляет картины, он высказывает своё мнение.
— Мне могут сказать — куда лезешь? Да ещё из провинции. Но ведь можно говорить и о своём понимании картин, о чувствах, которые они вызывают у автора текста, — убежден Халимджан Каримуллович.
Вот я и изучаю его книгу с большим интересом уже который день. Приведу пример. У Сибгатуллина: «Андрей Рублёв. Троица. Левая фигура ангела теряется на общем фоне, Рублёв не мог допустить такую оплошность. Чувство пятна и тона для иконописцев было главным. Реставраторы, видимо, перестарались, перескоблив одеяние левого ангела...»
Открываю интернет, ищу знаменитую «Троицу» Рублёва, которую раньше рассматривала не единожды, и... начинаю видеть новые детали.
Книга напитана размышлениями о жизни, силе творчества. И они поражают четкостью мышления Халимджана Каримулловича, нет пространных рассуждений, автор искренен и честен в своём отражении увиденного. И, конечно же, за всеми словами — бесконечная, как он сам говорит, «страсть к живописи».
— В 50-м, когда мне только исполнилось 11 лет, я увидел у друга тетрадь для рисования. У меня ёкнуло в груди! Для меня это было равносильно сокровищу! Друг нарисовал колёсный пароход с правильными пропорциями и в перспективе, а вот берега начертил по линейке. И я, совсем юный, сразу понял, что это несоответствие объёмному изображению пароходу. Наверное, не случайно Саша Шабаршин, судьбоносный для меня человек, предложил мне поступать в художественную школу...
А там знаковая встреча с Вячеславом Никандровичем Халитовым, директором школы, который по сути её и сформировал. Вспоминая эти годы, Халимджан Каримуллович с любовью рассказывает о своих учителях, которые внушили, что рисование — его судьба.
«Как не вспомнить Рашида Фатыховича Галиуллина — замечательный человек, с невероятной внутренней культурой, невероятно много сделавший для школы...»
Сложных моментов в жизни было немало, не спорилась учёба в обычной школе, но всегда в особый момент рядом оказывались люди, которые словно вели за руку к профессии. «Помню, мне, четверокласснику, поручили написать какой-то лозунг на плакате к празднику. Долго рисовал, заходит учительница Мария Александровна, жившая при школе: „Идём чай пить“. Захожу, а у неё вся комната в картинах — её дочь училась в художественном училище. И одна просто сразила — мартовская весна с тающим снегом на ржавой крыше, такая невероятная красота!.. Стоял словно заворожённый...»
Он и сегодня убеждён, что задача школы — раскрывать способности ребёнка, а они есть в каждом, только разные.
«Понять — какие именно — и есть миссия учителя!»
Мама. Ей он посвятил свою книгу. Можно снимать кино — такие невероятные события, сопряженные с жизнью страны, происходили в её жизни. Но она всегда поддерживала сына в его страсти к искусству.
После окончания семилетки Халимджан работал в ДК «Родина», который стал «культурным котлом, настоящим плацдармом для разностороннего развития», повезло, что наставником был Володя Ганжа — «талантливый шрифтовальщик». Запомнил, как поручили обновить памятник Ленину — за это начислили 700 рублей, купил велосипед и исколесил на нём всю округу, нарисовав более ста этюдов. А потом была выставка первых работ в ДК «Родина», которая стала толчком к поступлению в художественное училище. После окончания 45 лет проработал преподавателем в родной школе.
А на пенсии родился тот самый «творческий тандем» с супругой. Зайтуна Валеевна никогда не училась рисованию (окончила швейное училище, работала в ОТК швейной фабрики, преподавала швейное дело в УПК), но, видимо, жизнь в творческом окружении дала свои плоды. В 60 лет открыла книгу для начинающих рисовать и начала творить по клеточкам. Потом пошли копии знаменитых работ, «даже до Ренуара дошагала».
— Вы только посмотрите, как она кропотливо всё повторяет! — восхищается супруг. — Как точно переданы капельки воды, цвет, свет!
Муж подтолкнул и к написанию книг. «Ты же постоянно что-то записываешь в свои тетрадочки, так пиши стоящее, эпизоды из жизни...» Так родилась сначала одна книга рассказов, потом вторая, третья. Друзья помогли издать небольшим тиражом. В них обычные жизненные истории, но во всех — свет и радостные отношения между людьми.
Такие же, как у самих Сибгатуллиных — простые, искренние, взаимообогащающие.
Мы сидим на их светлой кухне. Зайтуна Валеевна ещё и прекрасная хозяйка — её пироги просто восхитительны!
— Рецепт семейной жизни? Ценить и уважать. Быть интересными друг другу. Мы много разговариваем на разные темы. Когда люди в семье молчат, не общаются, теряется нить взаимности. А мы обсуждаем и политику, и искусство, — рассказывает Зайтуна Валеевна. — Также он и с дочерью много разговаривал — и в детстве, и сейчас. Никогда не сесюкался. Эльвира пошла по его стопам, окончила художественную школу, архитектурный институт, преподает рисование в казанской школе. У внука Азата тоже за плечами это же училище, работает дизайнером.
— Цель жизни человека — не просто жить красиво, а развивать свою душу, познавать окружающий мир. Застывшее познание равно невежеству, — размышляет Халимджан Каримуллович. — Если мозг «ушел на пенсию», это уже мертвая точка. Надо мыслить, развиваться всегда. Для чего? — спросите вы. Для будущей жизни, ведь душа не умирает...
Будем стараться, Халимджан Каримуллович!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев