Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

Судьба учителя: Людмиле Ивановне Колесниковой исполняется 80 лет

 

Учитель – особая профессия: здесь работа не заканчивается со звонком. Нужно продолжать развиваться, готовиться к урокам, общаться с детьми. Но педагоги бывают разные. Имён одних и не вспомнишь через десяток лет, а другие остаются в твоей жизни, их поздравляешь с праздниками, советуешься. А все потому, что такие люди не судят по оценкам, а к каждому ребёнку относятся с душой. Таким учителем для меня и многих других выпускников гимназии №3 является Людмила Ивановна Колесникова. За 45 лет преподавания математики она стала заслуженным учителем Татарстана, России, вырастила несколько тысяч учеников. Но все это произошло не сразу…

 

Родилась она в удмурдской деревне в 1940 году. Военное детство Люды было без сладостей и игрушек. Запомнились отдельные моменты того времени: например, как бабушка готовила суп, отдалённо напоминавший затируху: мука, разведённая кипятком, в которую иногда добавляла молоко.

Люда воспитывалась в многодетной семье: четыре девчонки, да ещё и двоюродные братья и сёстры, все под одной крышей. Мама Мария Михайловна – медицинская сестра, папа Иван Яковлевич – учитель истории и математики, директор сельской школы. Родители воспитали четырёх дочерей: Людмилу, Валентину, Тамару и Нину. Все в будущем получили высшее образование и звания заслуженных работников в своей области. И неудивительно, ведь родители воспитывали их своим примером.

Папа оказал большое влияние на личность девочки. Он был строгим, но честным и справедливым. Каждый вечер, приходя с работы, целовал девочек в макушку. Люда была директорской дочкой, но это не давало ей преимуществ, а наоборот, налагало дополнительную ответственность. Отец всегда говорил: «Дочка, ты должна быть примером для других детей». И она не подвела, училась на отлично.

В школе Люда сразу проявила способности к математике – училась не только сама, но и помогала одноклассникам. Конечно, иногда позволяла им списывать. Был даже такой условный знак: когда соседи, что сидели позади, дергали Люду за левую косу, она отодвигалась вправо, за правую косу – влево, чтобы можно было списать у отличницы Люды.

После окончания школы Людмила чётко знала, чего хочет и поступила на физико-математический факультет Ижевского государственного пединститута. Там она изучала точные науки и методику преподавания. В школе и институте была не только отличницей, но и активисткой.

В 1966 году, завершив обучение, приехала в Зеленодольск. Своего жилья поначалу не было, предоставили комнату в общежитии «Юность»… одну почти на двадцать человек. В таких условиях приходилось готовиться к урокам в школе №3, уже тогда считавшейся одной из лучших в городе.

Сразу же молодой учительнице дали классное руководство. А класс был непростым: многие в нём из неблагополучных семей. Как управиться с такими детьми, да ещё когда их почти 30 человек? Помогли слова отца, которые запомнились и стали девизом на всю жизнь: «Делай людям добро». Сразу же увидела, что ребятам не хватает положительных впечатлений, поэтому вместе часто ездили на красивейшие марийские озера, ходили в походы, в казанский цирк, знакомились с работой  предприятий.

 

Перед уроком. 1976 год

 

 

Людмила Ивановна благодарна своим наставникам в 3-ей школе, у которых перенимала педагогический опыт: это директор Н.А. Чубаков и педагог Л.П. Караева. Они никогда не отказывали в помощи.

В первый же месяц урок посетил директор школы. Людмила Ивановна вспоминает: «К доске выходит ученик. Понимаю, что он решает задачу неправильно, а ничего не слышу, думаю только о том, что директор смотрит. После занятия Николай Алексеевич зовёт к себе и начинает хвалить. А я думаю про себя: «Ну что хорошего было в этом уроке?». Так директор поступал всегда: сначала отмечал достоинства, а только потом указывал на то, что можно улучшить».

За годы работы в школе Людмила Колесникова стала профессионалом, получившим признание ребят и коллег. Она 16 лет руководила математической секцией, в которой педагоги города делились опытом, возглавляла Школу молодого учителя. Получила звание заслуженного учителя Татарстана, России, отличника народного просвещения, стала лауреатом премии Фонда Сороса и обладателем многих других наград. Каждый год ей доверяли оценивать работы школьников города, претендовавших на золотые медали и места на олимпиадах. В течение 35 лет её ученики успешно обучались во Всесоюзной заочной математической школе при МГУ им.М.В. Ломоносова и получали дипломы об ее окончании. Людмила Ивановна провела более сотни открытых уроков для учителей города и республики, написала десятки методических разработок, завоевала победы в республиканских конкурсах. Все награды трудно перечислить.

Но самый главный успех, как говорит сама Людмила Ивановна, – это её ученики. Я ожидал, что мы поговорим о ней и её достижениях, но Людмила Ивановна, прежде всего, рассказывает о своих учениках.

В основном она работала в классах с углублённым изучением математики, за эти годы почти двести её учеников получили золотые и серебряные медали, многие ежегодно занимали призовые
места на олимпиадах. Она гордится каждым, кого учила и воспитывала, независимо от того, стал ли он известным человеком. Но надо сказать, что среди выпускников Людмилы Ивановны – очень много людей, выдающихся каждый в своей области – учителей, врачей, руководителей. На их развитие повлияло доброе отношение к ним любимого учителя. Среди её выпускников известный врач Алексей Французов, композитор Рашид Калимуллин, преподаватель Казанского федерального университета Елена Садыкова, профессор Казанской медицинской академии Зинаида Афанасьева и другие.

Многие ученики называют Людмилу Ивановну «второй мамой». Лучше всех отношение к ней иллюстрирует письмо, написанное много лет назад ученицей Таней Ерховой в день выпуска (кстати, сейчас она возглавляет диагностическую поликлинику). Вот начало этого письма: «Дорогая Вы наша Людмила Ивановна! Наверное, понимаете волнение, с которым я взялась писать. Трудно выразить всё словами, но я постараюсь. Вот и кончились наши школьные годы. Я всё ещё не могу представить, что завтра не приду в школу, не увижу вашего милого и доброго лица. Большое спасибо вам, Людмила Ивановна, за всё, что Вы для нас сделали… Вы поистине с материнской заботой беспокоились обо всех нас».

Некоторые бывшие ученики сами стали учителями математики. Среди них И.Воробьева, С.Богданова, С.Алтынова, Е.Калинкина, М.Назарова и другие.

 

Л.И.Колесникова вместе с космонавтом из Татарстана С.Н. Рыжиковым и учениками

 

 

Людмила Ивановна известна в городе не только как педагог, но и как один из руководителей музея космонавтики. В 1980 году директор школы В.А. Проценко предложила основать школьный музей. Педагоги Л.М. Хохлова и Л.И. Колесникова взялись за работу. Почему именно музей космоса? Во-первых, тот период был расцветом советской космонавтики. Во-вторых, астрономия, физика привлекали учеников. А, в третьих, сама школа находится на улице Космонавтов. Значит, «звёзды сошлись».

Для музея было выделено отдельное помещение, первые экспонаты помогали собирать школьники и их родители. Сегодня за 40 лет развития музея в нём собрано более четырёх тысяч экспонатов, самые ценные из них – автограф Ю.А. Гагарина, шлем и письма космонавтов, прижизненные издания К.Э. Циолковского, продукты питания космонавтов (например, буханки хлеба размером с ноготок или борщ в тюбиках). Интересно продуман и интерьер музея, стены и потолок расписаны так, будто находишься на космическом корабле и смотришь в иллюминатор на просторы Вселенной. За годы работы гостями музея стали известные покорители небесных просторов В.В.Васютин, В.Д.Зудов, Ю.В.Малышев и другие.

Деятельность музея не ограничивается сбором экспонатов, а проводится большая исследовательская работа: школьники изучают проблемы и достижения космонавтики, проводят экскурсии, конкурсы рисунков, стихов, побеждают во всероссийских конкурсах и форумах. В марте этого года ученики гимназии вновь успешно приняли участие в чтениях в городе Гагарине. Также на базе музея уже пятый год проводятся свои гагаринские чтения для учащихся школ города и района, юбилейные праздники, посвящённые космонавтике.

В преподавании математики Людмила Ивановна всегда придерживалась теории развивающего
обучения, считает, что материал должен быть сложным, чтобы детям было интересно, а темп изучения –
быстрым. В 9-11 классах на её уроках дети изучали элементы высшей математики, которая обычно преподается в вузах. Людмила Ивановна говорит, что главное – заинтересовать детей, предоставить им возможность самостоятельно найти разные варианты решения задачи. Так они будут учиться мыслить, анализировать. Математика – не скучная, а творческая наука, если подходить к вопросу грамотно. Творчество ученики Людмилы Ивановны проявляли в полной мере. Например, такой был случай: однажды на открытом уроке республиканского уровня (на нём были 20 учителей!), объясняя материал и разбирая разные способы решения задач, слышит всеобщий смех. «Что такое?» – думает. А между партами ползёт не дождавшийся своей очереди пятиклассник. Подползает к доске, встаёт на стул и решает правильно, а главное оригинальным способом, трудную математическую задачу!

Почти полвека Людмила Ивановна приходила в школу одной и той же дорогой мимо городского озера –
кра­сивейшего места Зеленодольска. Золотые опавшие листья на водной глади говорили о начале учебного года, занесённое снегом озеро настраивало на кропотливую и интересную работу в школе и музее, весной прильнувшие к воде утки (словно дети, жаждущие знаний) наполняли энергией, так нужной к концу учебного года. А летние дни каникул Людмила Ивановна проводила в зелёном парке у веющего прохладой озера. Озеро – будто её «школьный дневник»!

Через несколько дней, 27 июля, Людмиле Ивановне Колесниковой исполняется 80 лет. Она получает радость от общения с учениками, от того, что помогает детям постигать математику. Также остаётся хранительницей музея, помогая ребятам в их исследовательской работе.

Наверное, именно таких педагогов и называют Учителем с большой буквы.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев