Слишком близкие, слишком далёкие и новинки от тех, кого успели позабыть. 17 апреля открывается Московский международный кинофестиваль
Традиционно о нём коротко рассказывает на внештатный корреспондент Константин Чалый
На первый взгляд 47-й ММКФ выглядит «фестивалем для фестивальщиков», репертуар которого почти непроницаем и не содержит подсказок для простых зрителей, не слишком вовлечённых в кинопроцессы, далёкие от верхних строчек кассовых сборов. Перечень стран, чьи национальные кинематографии не вызывают мгновенных ассоциаций, и имён режиссёров, часто молодых и не успевших обзавестись регалиями, сливается в водоворот малоразличимой информации.
Что это за программы: «Точки кипения», «Цена вопроса», «За тридевять земель»? Если «Фестивальный коктейль», состоящий из наименований, успевших засветиться тут и там, особо не снискав ничьего расположения, остался на месте, то столь же малосодержательный «Спектр», похоже, растроился, а то и был четвертован — программа «Маленькие люди, большая история», принцип составления каковой, вероятно, исчерпывается её названием, вряд ли ушла на значительное расстояние от вышеназванных, где, ого, «герои встают перед необходимостью принимать решения» или «проявляют невероятные человеческие эмоции».
При взгляде более пристальном выясняется, что российский конкурс, напротив, составлен из вовсе не неожиданных откровений, а уже заявленных в прокатном графике громких (на самом деле не очень) событий. «Почтарь» Андрея Разенкова стартует во всероссийском прокате прямо во время фестиваля: никакие призы «Русских премьер» картине, чья построенная вокруг артиста Александра Петрова промо-кампания давно стартовала, совершенно ни к чему.
С началом майских праздников придёт к зрителю «Мужу привет», «мелодрама в лучших традициях советского кино» от Антона Маслова, на тот же месяц поставлены приключенческое фэнтези Ивана Соснина «Легенды наших предков» и лирическая комедия Ивана Петухова «Туда». «Самозванцы» Марии Рейзен, в чьём амбициозном замысле сходятся пушкинский «Годунов» и трагические события октября 1993-го, выйдут через месяц, в начале лета.
В самом по себе этом эклектичном предпрокатном дайджесте не было бы ничего дурного, не считайся он второй по значимости официальной программой главного фестиваля страны, с отдельным жюри и наградами. В чём именно фестивальный смысл такой подборки, ведомо её составителям. В чём идея совмещения лент, от которых публике и так никуда не деться, с найденными «за тридевять земель» проектами, которые покажут в лучшем случае пару раз, неведомо никому.
Неудивительно, что среди зарубежных кинематографистов, которых не успели открыть, и российских, чьё открытие с переменным успехом давно состоялось, не нашлось места для действительно значимых актуальных мастеров. К звёздным именам несомненно относится лауреат «Оскара» Габриэле Сальваторес, но награду Американской киноакадемии его «Средиземноморье» (1992) об итальянских солдатах получило более тридцати лет назад, да и жестокому экскурсу в не столь давнюю российскую историю «Сибирское воспитание» (2013) тоже уже больше десяти. «Неаполь — Нью-Йорк» (2024) — тоже историческое кино, и в его центре дети.
В позднесоветском прокате показывали фильмы мексиканца Серхио Ольховича. Он родился на индонезийском острове Суматра, где трудился его отец, русский нефтяник, а в конце шестидесятых окончил ВГИК и начал работу в мексиканском кинематографе. В этом году Ольхович завершил фильм «1938: Когда нефть стала нашей», посвящённый важному политическому моменту, сыгравшему роль в развитии страны.
Другой непоследний латиноамериканец, Алехандро Агрести из Аргентины, известный голливудской постановкой «Дом у озера» с участием Сандры Буллок и Киану Ривза, дал свой новый фильм «Кем бы мы хотели быть» на церемонию закрытия.
Без сомнения, нынешний ММКФ украсили бы подробные ретроспективы этих режиссёров, большинство фильмов которых в России не видели. К сожалению, пока об этом остаётся мечтать.
Константин Чалый
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев