«Сквозь огонь и стужу мы прошли…»: При Иване Гаврилове газета из многотиражки выросла в городское издание «Зеленодольский рабочий»
В этом году мы открыли рубрику, посвящённую журналистам нашего издания – участникам Великой Отечественной войны. В первом материале проекта вспомнили о семи главных редакторах газеты и их боевой молодости. Сегодня мы решили рассказать об ещё одном фронтовике, человеке с непростой судьбой, стоявшем у истоков «Зеленодолки».
Имя Ивана Сергеевича Гаврилова, как участника Великой Отечественной войны, упомянуто в книге «Они вернулись с Победой. Зеленодольский район Республики Татарстан», Т.1, стр. 149.
Иван Сергеевич Гаврилов был родом с правобережья Волги, из села Воробьёвка. Окончив школу в Паратском Затоне, устроился на «Красный металлист», где освоил профессию литейщика.
Молодой и задиристый, он быстро влился в зародившееся на рубеже 20-30-х годов в Зелёном Доле рабкоровское движение и стал одним из основателей нашего издания. В 1931 году ему доверили возглавить его. Позднее, в октябре 1939 года, когда «Зеленодолка» отмечала десятилетие, Иван Сергеевич не без иронии вспоминал о бремени своего редакторства в статье «Как мы учились делать газету».
Кстати, именно при Гаврилове наше издание сменила не только свой статус, с многотиражки Поволжского фанерного завода №3 на общегородской, но и название, вместо «Пресс» став «Зеленодольским рабочим».
Правда, руководить нашей газетой Ивану Сергеевичу пришлось недолго, всего несколько месяцев, но с журналистикой он не расстался. В предвоенные годы он успел побывать директором городской типографии и литсотрудником «Зеленодольского рабочего», редактировать заводские многотиражки «Горьковец» и «Отличник» (нынешний «Машиностроитель»). А ещё ему довелось председательствовать в бюро физкультуры Зеленодольского райпрофсовета, занимать должности помощника начальника цеха по культмассовой работе и управделами на «Красном металлисте», заведовать курсовой сетью отдела подготовки кадров завода имени Серго.
Накануне войны Ивану Гаврилову вновь поручили возглавить городскую типографию, но с только что назначенным редактором «Зеленодольского рабочего» Павлом Гущиным у него сразу же не сложились отношения. Поэтому в августе 1941 года он попросился на фронт.
О боевом пути Ивана Сергеевича нам почти ничего неизвестно. Даже рассекреченные документы министерства обороны России не дают ясности в этом вопросе. Так, если верить алфавитной карточке №9537, рядовой Гаврилов в феврале 1942 года прибыл на военно-пересыльный пункт из 101-го отдельного полка связи и был направлен в рабочую колонну. А согласно документу от 24 декабря 1944 года он оказался в списке личного состава батареи артдивизиона, убывшего в 106-ю
отдельную штрафную роту.
И всё же подсказка есть. После войны Иван Сергеевич не вернулся в Зеленодольск, а осел в столице нашей Родины. Оттуда он поддерживал связь с журналистами газеты, иногда присылая свои стихи о родном городе и войне. Некоторые из них были опубликованы на страницах «Зеленодольской правды».
В октябре 1969 года, когда наше издание отмечало своё 40-летие, он в частности писал:
«Свою молодость я провёл в Зеленодольске. Там я вступил в ряды рабкоров в годы становления рабкоровского движения, был редактором «Зеленодольского рабочего». Много понадобится времени, чтобы подробно описать все факты рабкоровской деятельности. Потребуется целая повесть в добрых 100-200 страниц.
В настоящее время болезнь меня приковала к постели. Но я всё ещё живу надеждой побывать в гостях в городе, где я жил и работал до 1941 года. Правда, за 26 лет разлуки мне посчастливилось однажды, в 1967 году, быть в Зеленодольске и возложить гвоздики к обелиску (в Парке Победы – ред.). Тогда я написал стихи, которые посылаю вам. Правда, для печати они немного слабоваты».
Сегодня мы публикуем два стихотворения бывшего редактора «Зеленодолки» 30-х годов, из которых понятно, что в годы войны Иван Сергеевич Гаврилов принимал участие в обороне Москвы.
У обелиска
Там, где с липами шепчутся клёны,
В ароматном медовом чаду,
Я иду по аллее зелёной
И гвоздики на мрамор кладу.
Я гляжу на огонь ярко-синий,
Вспоминая бои под Москвой.
Сколько этих огней у России?
Сколько же ждут любимых домой?
Ждут своих синеглазых так долго
И всё верят: вернутся, придут…
Скоро сумерки снова на Волге
Вдоль затона опять поплывут.
Нет безлюдья у обелиска,
Здесь движение с зари до темна.
Ищут женщины в траурном списке,
Сыновей и отцов имена.
День Победы
Мы День Победы ждали долго.
И вот пришёл он – этот день.
Вновь тишина плывёт вдоль Волги
Волнами пенится сирень.
Мы не забудем эти даты:
Начало и конец войны.
Мы помним: шли с фронтов солдаты,
Шли в царство мирной тишины.
Отсюда я ушёл в столицу –
Москву родную защищать.
И до сих пор война мне снится,
Об этом тяжко вспоминать.
Иду в простреленной шинели,
С подругой – спутницей войны,
А мне навстречу вдоль аллеи
Бегут подснежники весны.
И я в живых остался чудом
Стою на стрелке двух дорог,
На фронт ушли мы все отсюда,
Теперь горит здесь огонёк.
Стоят вокруг в печали клёны,
К огню легли букеты роз.
Погибших ждут как прежде жёны,
А мне не скрыть горячих слёз.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев