«Скучаю по Зеленодольску, снится всё время...» — Режиссёр советских фильмов Владимир Поночевный в 50-х жил в нашем городе
В честь Дня российского кино, рассказываем о Владимире Поночевном, жившем в нашем городе в 50-х годах
В конце декабря 2021 года все центральные средства массовой информации — от агентства ТАСС и «Российской газеты», до изданий, специализирующихся на кино, — сообщили о смерти белорусского актёра и режиссёра Владимира Поночевного. И мало кто знает, что Владимир Фёдорович, как он сам признавался в письмах, свои самые счастливые годы провёл именно в Зеленодольске. Мало того, в нашем городе живут люди, которые его помнят совсем ещё юным молодым человеком! В Дни российского кино мы решили рассказать о нём более подробно.
В этом доме на улице Декабристов провёл юношеские годы Володя Поночевный.
Романтичный юноша
Владимир Поночевный начинал как актёр второго плана, снялся в фильмах «Последняя ночь в раю», «Рядом с вами», «Сыновья уходят в бой», «Батька», «Нечаянная любовь», «Время выбрало нас», «Полосатое счастье», «Закон», «Призвание», «Ой, ма-моч-ки!..», «Каменская» — его фильмография в общей сложности насчитывает 27 работ. Но больше всего наш земляк прославился в качестве второго режиссёра киностудии «Беларусьфильм», и тут отметился в таких легендарных лентах, как сериал «Государственная граница» и шедевре на все времена — «Иди и смотри».
Володя в пору своей жизни в Зеленодольске. Ориентировочно 1954 год
Владимир Поночевный родился 13 июня 1939 года, где именно — нам доподлинно неизвестно. Зато мы точно знаем, что в Зеленодольск он приехал из Новосибирска. Вот что об этом периоде его жизни рассказывает жительница дома № 1 по улице Декабристов Тамара Великанова:
— В наш дом Поночевные заселились в 1953-м, их трёхкомнатная квартира располагалась в среднем подъезде на первом этаже. Отец Володи был военпредом, и их семья постоянно переезжала с места на место. Нам сразу бросилось в глаза, какой воспитанный и романтичный юноша у нас появился. Бывало, встанет перед нами, девчонками, и начинает читать стихи. Мне на тот момент было 12 лет, а Володе — четырнадцать. Немного замкнутый, в уличных играх не участвовал, учился в музыкальной школе. Но друзья у него были, дружил с ними до последнего: Виктор Малофеев, Анатолий Босых — все они жили в нашем доме и были почти ровесниками.
По словам Тамары Максимовны, после окончания первой школы Владимир Поночевный уехал в Москву поступать во ВГИК, на актёрский факультет, в 1961-м его окончил и больше в Зеленодольск не возвращался.
Тамара Максимовна Великанова бережно хранит все письма и поздравительные открытки от Владимира Поночевного
Родители
Но здесь остались его родители, которых он часто навещал. Первой умерла его мама, Татьяна Ивановна, и отец Фёдор Николаевич остался один (других детей у четы не было). Тамара Максимовна стала ухаживать за престарелым соседом, и между нею и Владимиром Поночевным возникла переписка, продолжавшаяся много лет. В этих письмах уже известный кинематографист признавался, что очень скучает по Зеленодольску — городу, оставившему в его душе глубокий след.
В конце 90-х Фёдор Николаевич стал недееспособным, и сын, который его давно уговаривал переехать к себе, забрал отца в Минск. Сохранились письма бывшего военпреда завода им. Серго, где он благодарит Тамару Максимовну за всё, что она сделала для него: «Ты мне была не только медсестрой, а настоящей мамой!».
Когда Фёдор Николаевич умер, а прожил он почти 90 лет, сын решил перевезти его прах в Зеленодольск, чтобы похоронить рядом с мамой. И Тамара Максимовна вновь стала ухаживать — только теперь за могилой супругов Поночевных. Нынешний год стал первым, когда она по возрасту и состоянию здоровья не смогла посетить кладбище.
Из актёров — в режиссёры
А вот что о Поночевном написал живущий ныне в Москве кинокритик Леонид Павлючик: «Владимир Поночевный — человек, много сделавший для белорусского кино. Начинал он как актёр, ещё во ВГИКе дебютировал небольшой ролью партизана в фильме «Юность наших отцов». Много снимался и дальше, чаще всего это были небольшие роли, и славен он был не только ими.
В 1970-м режиссёр Виталий Четвериков пригласил Поночевного на значимую роль участника минского подполья Владимира Омельянюка в телефильм «Руины стреляют...», впоследствии удостоенный Госпремии БССР. Когда снимали четвёртую серию, Четвериков предложил ему попробовать себя в качестве второго режиссёра. Это был трудный выбор: Поночевному предстояло отказаться от актёрской карьеры и посвятить себя работе «за кадром», требовавшей совсем других навыков.
Ведь второй режиссёр — организатор съёмочного процесса, он отвечает буквально за всё. Если постановщик — душа и сердце съёмочной группы, то второй режиссёр — мозг и организующая воля, который должен свести воедино работы всех служб, исключить все накладки. Любая мелочь, выпадающая из внимания второго режиссёра, чревата срывом съёмок. Если фильм снят по графику, и материал нравится начальству, то все почести постановщику. Если съёмки стопорятся и фильм срывает производственный план, то виноват в этом, разумеется, второй режиссёр.
Владимир Поночевный не без колебаний согласился на эту перемену участи. Закончил фильм «Руины стреляют» уже в новом качестве. И с тех пор, на протяжении полувека, был лучшим вторым режиссёром киностудии «Беларусьфильм». Работал с Элемом Климовым над знаменитым фильмом «Иди и смотри», который белорусские кинокритики назвали лучшей работой киностудии за всю её историю! Сотрудничал с Виктором Туровым, Борисом Степановым, Леонидом Нечаевым, Владимиром Бычковым, Михаилом Пташуком — да практически со всеми мастерами белорусского кино.
Все ценили не только высочайший профессионализм Владимира Поночевного, но и его интеллигентность, доброжелательность, спокойный характер. Знали: всегда сделает в срок, поддержит, выручит, а если надо, сыграет эпизод вместо загулявшего актёра. Или снимет сцену, если что-то случилось с режиссёром-постановщиком.
Такт, тонкий вкус и доброта
Сохранился документ — свидетельство уважения со стороны коллег-кинематографистов, подписанный лучшим сказочником «Беларусьфильма» Леонидом Нечаевым: «В.Ф. Поночевного я знаю по совместной работе над фильмами „Приключения в городе, которого нет“ и „Приключения Буратино“. В сложных условиях производства музыкальных фильмов, с привлечением большого числа детей на главные роли, известных актёров, Владимир Фёдорович проявил себя высокопрофессиональным кинорежиссёром, обладающим производственной стратегией, неизменным чувством такта, тонким вкусом, умением проникать в материал. Доброта, личное обаяние, трепетное отношение к работе придают ему особую привлекательность и вызывают симпатии съёмочной группы и актёров».
Далее Леонид Павлючик пишет, что благодаря Поночевному он попробовал себя в кино, потом вместе работали на «Беларусьфильме», даже сдружились и заключает:
«Но грянула перестройка, и мой отъезд в Москву сделал редкими наши встречи и телефонные разговоры. Что не отменяет моей светлой памяти об этом скромном и по-своему выдающемся белорусском кинематографисте».
От себя добавим, что Владимир Поночевный скончался 29 декабря 2021 года от последствий перенесённой коронавирусной инфекции. Ему было 82 года...
Уникальный альбом
Школьный фотоальбом за 1956 год в редакцию принесла руководитель Музея истории школы № 1 Тамара Батреева.
— В нём много фотографий со спектаклей, в которых участвовал юный Володя Поночевный в качестве актёра театра ДК «Родина», — рассказывает Тамара Борисовна. — В основном это наша родная классика, пьесы «Женитьба» Гоголя, «Её друзья» Розова и другие. Владимир Поночевный состоялся как актёр именно в Зеленодольске — в стенах нашего Дворца! А сам альбом передал в редакцию краевед Ринат Ганеев, который встречался с Поночевным в один из его приездов, и даже брал у него интервью.
Участники спектакля по пьесе «Её друзья»: К. Честнова, Т. Хохлова, Сорокин, Т. Михайлова, И. Дарчиева, Н. Зуброва, В. Хохлов. В. Поночевный — второй слева в верхнем ряду
Сын — известный пианист
Сын Поночевного, Андрей Владимирович, — известный пианист, яркий представитель белорусской фортепианной школы. В 2002-м стал обладателем бронзовой медали XII конкурса им. П.И. Чайковского, был удостоен звания «Минчанин года». В его активе первые премии в конкурсах пианистов Tomassoni Foundation в Кёльне, конкурс им. В. Кэппелла в Вашингтоне и др.
Андрей Поночевный выступал в таких залах как Линкольн Центр и Карнеги Холл в Нью-Йорке, Кеннеди Центр и Филлипс Галлерея в Вашингтоне, Бетховен Холл в Бонне, Кёльнская и Варшавская филармонии, география его гастролей охватывает весь мир! Ведёт успешную преподавательскую деятельность, среди его студентов — лауреаты национальных и международных конкурсов. В настоящее время живёт в Далласе (штат Техас), при этом ежегодно выступает с новыми программами в родной Белоруссии.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев