Роспотребнадзор разъясняет: Жулики в сети, или Как не стать жертвой мошенников, делая покупки в интернете
О рисках покупок в соцсетях — наш сегодняшний разговор с главным специалистом-экспертом Зеленодольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ Зульфией Асадуллиной
— Зульфия Назировна, сегодня в соцсетях нередко встретишь информацию, что люди попались на удочку аферистов: мошенники предлагали новый айфон всего за 20 тысяч рублей, и что удивительно, люди верили им. Почему?
— «Продавцы» убеждают, что смартфоны якобы изъяли на таможне у компаний, которые пытались провезти их контрабандой. Мол, после этого товары выставили на аукцион в пользу государства и выкупили. Но, решив купить технику Apple по столь низким ценам, вы будете обмануты.
— Почему люди чаще сегодня покупают товары в соцсетях, а не в торговых центрах или на популярных маркетплейсах, или в интернет-магазинах?
— Это отражает наше время. Например, во ВКонтакте более ста миллионов пользователей. Около семи миллиардов сообщений отправляется ежедневно. Не удивительно, что люди там знакомятся, общаются, покупают и продают. Но необходимо сохранять бдительность при приобретении товаров в соцсетях.
— Давайте рассмотрим все подводные камни подобной торговли.
— Очень часто интернет-продавцами в социальных сетях выступают граждане, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя. Это значит, что при заключении с ними договора покупателю будет сложно рассчитывать на гарантии, установленные законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. Не редки случаи, когда лица, предлагающие приобрести товар, не выполняют свои обязательства по передаче купленной вещи, либо присылают не то, что заказывали. После этого «продавцы» прекращают все контакты с покупателями, которые чаще всего уже не могут связаться с ними.
— Как правильно заказать товар, чтобы не пожалеть потом о потерянных денежных средствах?
— Прежде всего, необходимо попросить у контрагента сведения об ИНН. Если он работает легально, то представить эти сведения не составит ему труда. ИНН позволит проверить информацию о нем: в реестре самозанятых или в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Она необходима для предъявления претензий или вызова такого субъекта в суд, если он нарушит права потребителя. Если информация не представлена, от такой покупки лучше отказаться.
— На какие детали нужно обращать внимание в первую очередь?
— На то, что именно пишет представившийся администратором человек. Всё начинается с первой же реплики: если односложные ответы на вопросы о товаре («+», «есть в наличии», «есть другого цвета») могут и не вызвать подозрения, то «напишите мне в личные сообщения для получения информации или «добавьте вот этого пользователя в друзья, чтобы узнать все подробности» должно насторожить. Тем более, если он просит: «Удалите, пожалуйста, за собой комментарии». Изучите внимательно профиль продавца. Сразу смотрите на дату создания аккаунта. Как правило, аккаунты мошенников созданы совсем недавно. Они могут не быть пустыми, а записи и фотографии обычно размещены в течение последних дней или недель. Это могут быть краденные фотографии. Порой жулики пытаются скопировать профиль одного из настоящих администраторов сообщества. Поэтому обратите внимание на id пользователя в адресной строке браузера.
— Однажды я «купил» товар на сайте, который после оплаты просто исчез без следа. Такое же может произойти и со страничкой в соцсетях?
— Да, продавец всегда может удалить информацию из социальных сетей. Прежде чем оплачивать заказ или договор, необходимо уточнить, возможно ли получить онлайн-чек. Если оплата производится на карту физического лица, довольно трудно будет получить информацию о настоящем её держателе, а узнать адрес такого человека могут только правоохранительные органы (например, в рамках проверки заявления о совершении преступления). Ещё один важный критерий выбора продавца: согласие на заключение договора в письменном виде, в котором будет прописана личность продавца, его адрес, а если это физическое лицо — паспортные данные. Продавец, готовый отвечать за качество товара, предоставит все документы и информацию о себе.
— Могу ли я отказаться от товара, купленного в социальных сетях?
— Да. Для этого, в первую очередь, необходимо официально обратиться к продавцу. Чем грамотнее будет такой запрос, тем выше шансы решить спор в свою пользу. На ответ и разрешение проблемы законом отводится, как правило, десять календарных дней. Если после этого вопрос не решен, необходимо обращаться в контролирующие органы или полицию, а для возврата денежных средств обратиться в суд.
— Какие самые популярные схемы мошенничества в социальных сетях?
— Часто они связаны с хищением денег с банковских карт. Мошенники могут просить отправить sms, данные банковской карты, настойчиво уговаривать оплатить несуществующие штрафы или продавать лекарства и медицинские изделия, якобы эффективные для профилактики и лечения. В случае мошенничества и вымогательства необходимо незамедлительно обращайтесь с заявлением в полицию.
- Покупайте в проверенных местах.
Например, можно искать товар на Яндексе, но лучше делать это на «Яндекс маркет». Или удобнее и безопаснее совершать покупки на «Маркете ВКонтакте». Продавцы в VK Маркет проходят верификацию, а оплата защищена VK Pay.
- Закон всегда на стороне потребителя
Даже если вы столкнулись с недобросовестным физическим лицом, которое не зарегистрировано как предприниматель, закон на стороне потребителя. Статьей 23 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью только после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, однако если этого не сделано — суд вправе применить к такой сделке Закон «О защите прав потребителей» и прочие нормы, которые устанавливают для предпринимателя специальные обязанности по отношению к покупателю.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев