Росписи во сне и наяву
Художник, скульптор, йог, мастер спорта Озад Хабибуллин открыл выставку в Зеленодольске.
Озад Гарифович Хабибуллин — художник-монументалист, скульптор, мозаичист, мастер спорта по дзюдо, йог с 20-летним стажем, мистик, очень необычный человек. «Монументалист» — так называется его выставка в Художественной галерее Зеленодольска.
Озад Гарифович родился близ Бухары, живет в Казани, но корни его в Зеленодольске. Здесь жил отец художника, Гариф Хабибуллин, который работал на судостроительном заводе. Работы художника можно увидеть в Казани, Свияжске, Санкт-Петербурге, Москве, Сочи, Кисловодске, Ташкенте и других городах. Многие оценивают Озада Гарифовича, как одного из классиков монументального искусства.
Синтез многих культур
— Озад Гарифович, как узбекская, таджикская, русская, татарская культуры отразились в ваших работах?
— Я родился в самом мистическом городе центральной Азии, со всего мира в Гиждуван (близ Бухары) приезжают мистики. С детства я был связан с людьми искусства, с религией. Много общался с реставраторами,потомственными керамистами, художниками.Когда мне было лет пять-шесть, в Гиждуване индийцы построиликараван-сарай. Это был уникальный объект с росписями, до сих пор мнехочется собрать выставку "Росписи, которые мне снятся".Когда отец привел меня в первый класс обычной школы, я попросил его:"Отведи меня в художественную!«После восьмого класса я уехал в Душанбе в художественное училище, гдепреподавали педагоги из Ленинграда, представители Мухинской школы.Именно там я впервые приобщился к монументальному искусству. Потомпоступил в театрально-художественный институт в Ташкенте. У наспреподавал художник-монументалист, лауреат Сталинской премии, Народныйхудожник Узбекской ССР Чингиз Ахмаров. Три года я учился в аспирантуре,где общался с большими мастерами, такими как армянский скульптор ЕрвандКочар, член-корреспондент Российской Академии художеств Леонид Полищук.
— Расскажите о своих родителях...
— Мама Саида апа — учительница, по происхождению таджичка из узбекскогогорода Самарканд. Отец Гариф абы — ветеран Великой Отечественной войны,татарин. Папа трудился старшим мастером на судостроительном заводе вЗеленодольске. Он имел бронь от призыва, но пошел на фронт добровольцем,офицер десантник. Был ранен, получил контузию, врачи посоветовали емупоехать в Среднюю Азию. Там он встретил мою маму, они воспитали четырехсыновей. Кстати, в Узбекистане общеобразовательную школу назвали в честьмоей мамы.
Как стал монументалистом
— Когда монументальное искусство заняло большое место в вашем творчестве?
— С 1973 года я занимаюсь монументальным искусством. В возрасте26 лет стал членом Союза художников СССР. Я создал более семидесятиобъектов, в том числе оформлял шесть станций метро. В 1975 годуучаствовал в оформлении ташкентской станции «Сабира Рахимова». Тогда вконкурсе участвовали 15 республик, и я победил. Оформление —бетонный рельеф, мозаика из смальты, выколотка по меди, бронзовое литьё.А в 1984 году за горельефно-барельефные панно «Айбек» я был удостоенпремии Союза художников СССР «Лучшая работа года в скульптуре».
— Жители Казани и гости столицы видят ваши работы на станциях метро...
— В Казани планировали в 2005 году открыть к юбилею станцию метро.Представители Москвы, Питера, Киева, а также итальянцы отказалась, таккак сроки для выполнения заказа были очень короткие. Минтимер Шаймиевпозвонил в Узбекистан Президенту Исламу Каримову.Ислам Ганеевич вызвал меня и сказал: «Поезжай и сделай!» Задача —сложнейшая, ведь предстояло за три месяца создать 700 квадратных метровмозаики.Я приехал в Казань, Шаймиев спросил меня: «Справишься?» "Да, если ясмогу свою бригаду привлечь...«Как сделать «невозможное возможным»? Тогда я вытащил из Малайзии своихмастеров (54 человека), а еще нашел в Татарстане 25 помощников. И мысправились с этой работой за три месяца, оформив станции «ПлощадьГабдуллы Тукая» и "Кремлевская«.У меня много было учителей, но именно пониманию государственности менянаучил Ислам Каримов. Мастер монументалист должен быть человеком,способным отражать культуру и государственность той страны, где онсоздаёт свое произведение.
Мираж в пустыне
— Мне очень понравилась ваша картина — мираж в пустыне, как она рождалась?
— Я просил своего брата отвести меня в Кызылкум. И вот в 50-градуснуюжару мы приехали в пустыню, вокруг саксаульник. Со стороны Афганистана внебе вдруг появился верблюд, потом второй... и так целый караван на все небо.Впервые я увидел своими глазами настоящий мираж и онемел. Это было чудо!Когда начал писать, понял, что сказочный караван — это уходящаяцивилизация, со своими законами и устоями. Среди моих персонажей картины —Ибн Фадлан, показывающий дорогу в космос. Мираж проходит мимо, мы что-тотеряем, но на глазах рождается новое.Я занимался единоборствами, стал мастером спорта по дзюдо, но когдапережил клиническую смерть и оказался между жизнью и смертью, понял, чтокроме физической силы нужна и духовная. Занялся йогой, бывал в Индии иНепале. Это тоже отразилось в моем творчестве.
Издержки работы
— Знаю, что вы падали с огромной высоты во время работы...
— Так как моя работа постоянно на высоте, на строительных лесах, то иприходилось падать. В Ташкенте я упал, казалось бы, с небольшой высоты —семь метров (конкуренты подпилили мне строительные леса). Кисть руки(мой главный рабочий инструмент) была сломана в трёх местах. Но я всеравно восстановил её.С 15-метровой высоты я падал в городе Миасс-20. Выручило то, что я былмастером спорта, занимался йогой и гимнастикой, хорошо скоординирован,умею сгруппироваться, зацепиться в нужный момент.Но именно в Миассе я создал новую краску для термофасадной живописи.Четыре вида краски прошли испытания в космосе, они держали температуру3000 градусов и не теряли своих свойств. Её использовали на корабле «Буран».
На родине отца
— Почему вы выбрали именно Казань?
— Я приехал на родину отца. В Татарстане у меня 23 родственника. Сначаласюда привела работа, делал станции метро, потом заказы к другимсаммитам. Меня попросили остаться здесь, потому что очень много былоработ в России. Например, в Свияжске я оформлял Храм иконы Божией Матери"Всех скорбящих Радость«, на главных вратах сделал из бронзы иконуИоанна Крестителя, возможно, такая работа единственная в мире. Я люблюКазань, её колорит, своеобразие...
Отзывы коллег:
— Озад Гарифович — великолепный художник и скульптор, оченьплодотворный автор. А еще разносторонне развитая личность, много времениуделяющий духовному развитию, мастер спорта по дзюдо, — охарактеризовалего председатель татарстанского отделения Союза художников России Анатолий Крылов.
— Цельная выставка! — дал свою оценку лауреат Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая, заслуженный деятель искусств РТ Фарит Валиуллин. — В живописи Озад Гарифович придерживается стиля «фантастический реализм», работает в восточных традициях, но помещать его творчество в какие-то узкие рамки было бы неправильно, он многогранен.
Татьяна Садкова, директор Художественной галереи:
— Его работы видел или может увидеть каждый казанец или гость столицы Татарстана, ведь они представлены на станциях метро «Площадь Габдуллы Тукая» и «Кремлевская». Перед нами яркий художник и скульптор, настоящий монументалист, не просто работающий в этом жанре, а именно внесший вклад в искусство Татарстана, России и Узбекистана. Озад Гарифович — Народный художник Республики Узбекистан, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев