Привет из Гвинеи: Зеленодолец Рафкат Тухватуллин преподаёт в Африке и ведёт здоровый образ жизни
Зеленодолец Рафкат Тухватуллин живёт на берегу Атлантического океана, он – доктор технических наук, преподает физику в университете в Конакри (Республика Гвинея).
Рафкат Сафарович – человек разносторонний, несмот-ря на свои 73 года занимается спортом, ведёт здоровый образ жизни, любит шахматы, владеет несколькими иностранными языками.
Африка и карантин
– Рафкат Сафарович, добралась ли инфекция Covid-19 до Западной Африки? Введено ли обязательное ношение медицинских масок в столице Республики Гвинея? Есть ли какие-то другие противоэпиде-миологические меры?
– В Гвинее введён карантин с апреля. Было прекращено авиасообщение, занятия в школах и университетах, введён масочный режим. Тем не менее, практически не видно больных ковидом, большинство не носят маски, работа не прекращается. Полиция собирает штрафы только у белых за нарушение масочного режима (примерно 200 рублей).
Авиасообщение возобновилось с августа. Следующий учебный год начнётся с 18 ноября. Карантин был введён президентом Гвинеи, чтобы предотвратить волнения против него.
18 октября – выборы, ему 80 лет, он хочет избраться на третий срок. Многие против этого, могут начаться волнения, протесты.
Во всём непохожи
– Родной город часто вспоминаете?
– У меня очень хорошие воспоминания о моём родном городе. Считаю, что это один из самых зелёных, тихих, чистых, спокойных городов мира. В настоящее время нахожусь почти на экваторе. В столичном университете Конакри преподаю физику и электротехнику гвинейским студентам. Климат здесь очень хороший. Много зелени, фруктов, овощей, так что питание отличное. Город расположен на берегу Атлантического океана, на полуострове Калум и острове Томбо. Этот остров ныне является центральной частью города. Конакри старше Зеленодольска. Остров Томбо соединён с материком дамбой, которая была построена ещё в 1891 году.
В отличие от Зеленодольска, здесь не бывает холодной зимы и 30-градусных морозов. Тропический муссонный климат отличает чётко выраженный сухой сезон и сезон дождей. Самые влажные месяцы – июль и август, а сухой сезон продолжается с декабря по апрель. Круглый год температура около 30 градусов, так что регулярно купаемся в Атлантическом океане.
Однако инфраструктура очень слабая. Страна бедная. В университет поступают очень слабо подготовленные учащиеся. Уровень наших российских студентов (хотя они тоже сейчас не сильные) всё же значительно выше.
– Вы видели многие страны мира, работали в Бразилии, Алжире, Гвинейской республике. Что отличает их и что общего между ними?
– В Алжире я был с 1982 по 1986 годы. Это мусульманская страна. Около 97 процентов населения верующие. В Бразилии я находился с 1991 по 2003 годы, по-настоящему капиталистическая страна. Преподаватели в Бразилии живут значительно лучше, чем у нас. Хорошо развита инфраструктура. Университеты в основном платные. Но студенты немного слабее наших, правда знания получать хотят.
– Вы разговариваете на пяти языках – русском, татарском, английском, португальском, французском. Как удалось их освоить? Для этого нужна природная одаренность, постоянная зубрёжка или повседневная практика с носителями?
– До поездки в Алжир я не знал ни одного слова по-французски. В 1981 году меня направили в институт иностранных языков имени Мориса Тереза (Москва). Там в течение десяти месяцев перед поездкой в Африку мы с коллегами изучали иностранные языки. А вот в Бразилию я поехал без знания португальского языка, осваивал его на месте, через полгода заговорил. Считаю, что язык лучше изучать в среде носителей – живой языковой.
– Бразилия считается криминальной, опасной страной, но вы прожили там двенадцать лет…
– Я чувствовал себя комфортно, спокойно. Бразилия по площади является пятой на планете и одной из крупнейших по численности населения. Бразильский вариант португальского языка более распространён в мире, ведь в этой стране живут около 207 млн., а в Португалии только 10 млн. жителей. По вероисповеданию большинство жителей – католики, то есть эта страна с самым многочисленным католическим населением в мире.
– Чем интересна Северная Африка, чем вам запомнился Алжир?
– Это свободолюбивая страна. Столица на берегу Средиземного моря. Климат Алжира – средиземноморский с жарким летом. Большая часть его территории лежит в пустыне Сахара. Алжир граничит с Марокко, Мавританией и Мали, Нигером, Ливией и Тунисом. Как я узнаю из новостей, на границах сейчас неспокойно.
Родные пенаты
– Каждый год вы приезжаете на родину, видите изменения?
– Зеленодольск и Казань хорошеют. Столица республики стала очень красивым городом, который может сравниться с городами мира.
– Вы родились в Зеленодольске, выросли на улице Ленина, какие ваши самые первые детские воспоминания?
– Я был маленьким стеснительным пацаном. Спортом начал заниматься в девять лет, позже стал кандидатом в мастера по спортивной гимнастике. Эта подготовка сильно помогла мне во всём. В четвёртом классе меня заметил учитель математики, увлёк своим предметом, я начал участвовать в школьных олимпиадах. Потом увлёкся физикой.
Мой отец Сафар Салифович Тухватуллин – орденоносец, участник Великой Отечественной войны, работал водителем скорой помощи больницы завода имени Серго. Мама, Зухра Фатхиевна, трудилась санитаркой в медсанчасти завода Серго. Они воспитали пятерых детей. Мы все, четыре брата и сестра, выбрали здоровый образ жизни, в той или иной степени приобщились к тренировкам. Родители всегда поддерживали наше стремление к спорту, к здоровому образу жизни. С женой Розой мы воспитали сына и дочь.
– Почему именно физика привлекла вас?
– Серьёзной наукой я увлёкся уже после окончания физфака КГУ. Физика – интереснейшая сфера человеческого познания. Десять лет после университета работал в КАИ на кафедре физики, потом преподавал за рубежом.
– Вы защитили кандидатскую и докторскую диссертации. Как связаны темы ваших исследований и реальная жизнь?
– Я изучал спектроскопию низкотемпературной плазмы. Доступно трудно объяснить, как это связано с практикой, скажу только, что я мог измерять температуру плазмы, подверженной случайным пространственным и временным колебаниям.
Питание плюс движение
– Вы кандидат в мас-тера по гимнастике, какое место занимает в вашей жизни спорт?
– Занятия спортом помогли мне во многом, даже при поступлении в университет: получив две «пятёрки» и две «четвёрки», я не добрал один бал и меня приняли, учитывая, что я член сборной Республики Татарстан по спортивной гимнастике. В настоящее время я каждый день делаю утреннюю гимнастику, подтягиваюсь на перекладине 5-7 раз. Обливаюсь холодной водой. Стараюсь не принимать лекарства и хорошо питаться, в моём рационе много овощей и фруктов. Когда есть возможность, купаюсь в океане. Каждый день играю в настольный теннис, но признаю, что живущий в Зеленодольске брат Гусман играет лучше!
Рафкат Сафарович передаёт привет всем зеленодольцам и советует, несмотря на возраст, всегда заниматься спортом
– Про Гусмана Тухватуллина мы часто пишем в нашей газете – он организатор шахматного турнира на приз «Зеленодольской правды». А как вы относитесь к этой древней игре?
– Я тоже играю в шахматы. Здесь среди коллег я на первом месте. Но всё же играю слабее Гусмана, который дважды становился чемпионом Зеленодольска и не раз выигрывал шахматные первенства среди ветеранов.
– Кажется, Анатолий Карпов назвал одной из самых сложных интеллектуальных игр – карточную игру в дурака один на один. Увлекаетесь ещё какими-то интеллектуальными играми?
– По вечерам играем здесь в домино. Но оно на первом месте после перетягивания каната (ред. смеётся). Передаю привет и родным, и всем зеленодольцам! Берегите себя! Занимайтесь спортом.
В 73 года Рафкат Сафарович удивляет хорошей физической подготовкой
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев