Петля кайфа, или Почему наркотики даже сильного человека делают слабым
Как защитить себя и свою семью от наркотиков и алкоголизма – рекомендации даёт клинический психолог ЗПНД республиканской больницы им.В.М.Бехтерева Гульфия Нурмухаметова.
— Гульфия Камиловна, в обществе сложилось мнение, что алкоголь и наркотики употребляют только безвольные и слабые люди. Насколько это так?
— Это заблуждение. К сожалению, от наркомании и алкоголизма страдают разные люди. Согласно поговорке «вода камень точит» психостимуляторы постепенно разрушают личность любого человека. Кто-то спивается за несколько месяцев, у другого человека этот процесс растягивается на долгие годы. Всё индивидуально, но наркотический дурман однозначно губителен для всех.
— А могут ли занятия спортом защитить человека от опасного увлечения?
— Алкоголь и наркотики появляются, когда в жизни человека появляются проблемы. К сожалению, спиваются, приобщаются к наркотикам и спортсмены, даже олимпийские чемпионы. Важны не только сами занятия спортом, а то, насколько человек нашел себя в жизни, сумел реализоваться. У эмоционально зрелого человека, у которого адекватная самооценка, у которого есть интересы, цели и ориентиры в жизни, не возникает психологической необходимости уходить от реальности. А любая зависимость — это уход от реальности.
— Есть стереотип, что алкоголики и наркоманы появляются только в неблагополучных семьях, у маргиналов...
— Это тоже миф. Увы, подавляющее большинство случаев детской наркомании происходит в финансово благополучных семьях. Семья — это система, где каждый человек играет определенную роль, выполняет важную функцию. Когда в семье появляется зависимый, то это «звоночек», что семья как система находится в очень большой опасности.
В психологически здоровой семье наркоманы появляются редко. А вот алкогольные традиции многие выносят именно из дома, из своей семьи: ни одного праздника в них не проходит без спиртного. Несовершеннолетний с детства привыкает: чтобы отметить праздник, нужен допинг. Он с малых лет наблюдает, как родители поднимают бокалы на праздники, говорят тосты.
До определенного возраста папа и мама для ребенка — самые главные люди, которые формируют для него модель поведения. Соответственно родители, которые сами пьют и курят, показывают ему дурной пример. Ребенок не задумывается, плохо это или хорошо, — раз мама и папа так делают, значит, так нужно. Маленькие дети общаются с родителями на эмоциональном уровне. Им не столь важно, что говорит взрослый, им важно — как говорит и что делает.
— Но мы знаем и хорошие семьи, где порядочные, благородные люди, а ребенок попробовал наркотики...
— Есть и такие примеры. Вот недавний случай. Владимир (имя изменено) — сын благополучных высокопоставленных родителей, отец трудится на одном из заводов, мама тоже на руководящей работе. Сам он уже был женат, имел ребенка, когда увлекся наркотиками, начал употреблять так называемые «соли». Потом попытался самостоятельно слезть с «солей», перешел на алкоголь.
Родители не знали, что делать, привели его к нам в ЗПНД. Владимир к тому времени уже сам созрел, чтобы бросить. Мы его отправили на реабилитацию. Три года он ходил трезвый и «чистый», — и даже сам помогал тем, кто попал в эту яму. Однако через три года он срывается с алкоголем. И вновь вернулось прежнее, он опять начал деградировать.
Сейчас семья ничего не может поделать, мама плачет: «Помогите!». А он не готов опять к нам прийти, не созрел.
— Есть ли шанс вернуться к бокалу вина за ужином после реабилитации или совсем нельзя пить?
— Пример, который я уже привела, красноречивый. Как правило, если человек уже сломал машинку метаболизма, то употреблять не надо —
можно спровоцировать биологические механизмы, формирующие тягу, с которой он уже не справится.
Три года человек был трезвый, всё было хорошо, одна рюмка в рот попала — и понеслось. Он думал, что может позволить себе это, однако становится все хуже...
— Что скажете по поводу генетической предрасположенности?
— Любая зависимость способна передаваться по наследству. Если в роду были наркозависимые люди, то у ребенка может генетическая предрасположенность, и даже однократное употребление какого-либо химического вещества опасно. Но и не обязательно, что он станет алкоголиком или наркоманом, множество примеров говорят совсем об обратном. Просто не нужно запускать этот механизм.
Наш главный врач ЗПНД Илья Станиславович Залялетдинов часто говорит, что важно создавать семейные традиции, такие, как совместный приём пищи. В современном обществе члены семьи мало времени проводят вместе, а такая традиция позволит им хотя бы за ужином почувствовать общность. Если люди не садятся вместе за стол хотя бы раз в день, то нет полноценной семьи.
— Психологи и наркологи работают с созависимыми родственниками, для чего это нужно?
— Если один член семьи уходит от проблем с помощью алкоголя или наркотиков, родственники тоже страдают, у них возникает невроз. А это тоже болезнь. Существуют группы анонимных алкоголиков и наркоманов, — и также есть группы для созависимых родственников. Созависимость — это тоже болезнь, от которой тоже нужно избавляться.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев